КЛИНИКА И ФАРМАКОТЕРАПИЯ
В многочисленных публикациях, посвященных применению p-блокаторов при АГ в сочетании с МС, сообщалось о неблагоприятном влиянии этой группы на углеводный и липидный обмен, а также снижении перфузии головного мозга. В обзоре приводятся данные о преимуществах p-блокатора третьего поколения — небиволола (небилет®) в лечении больных МС. Приведены данные собственных исследований, указывающих на эффективность и высокий профиль безопасности применения небиволола в качестве монотерапии у больных с АГ и МС. Применение небиволола приводило к стойкому снижению САД и ДАД, оказывало положительное влияние на углеводный и липидный обмен, что выгодно отличает его от всех известных препаратов этой группы. не было выявлено отрицательного влияния небиволола на уровень гормонов щитовидной железы, отмечено достоверное снижение уровня альдостерона у исследуемых больных.
^особность небиволола стимулировать синтез оксида азота эндотелием сосудов приводила к достоверному улучшению состояния перфузии головного мозга. на фоне терапии небивололом было отмечено среднесуточное укорочение исходно удлиненного интервала QT, что оказывает благоприятное влияние на электрофизиологические свойства миокарда. небиволол представляется перспективным препаратом для применения у больных МС и АГ.
КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Содержание данных рекомендаций, подготовленных Европейским Обществом Кардиологов (European Society of Cardiology, ESC) опубликовано исключительно для использования в личных и образовательных целях. Не допускается коммерческое использование содержания рекомендаций. Рекомендации ESC не могут быть переведены на другие языки либо воспроизведены, полностью или частично, без письменного согласия ESC. Для получения данного согласия письменная заявка должна быть направлена в Oxford University Press — организацию, издающую European Heart Journal и официально уполномоченную ESC, рассматривать подобные заявки.
Отказ от ответственности. Рекомендации ESC отражают взгляды ESH и основаны на тщательном анализе научных данных, доступных во время подготовки данных рекомендаций. Медицинским работникам следует придерживаться данных рекомендаций в процессе принятия клинических решений. В то же время, рекомендации не могут заменить личную ответственность медицинских работников при принятии клинических решений с учетом индивидуальных особенностей и предпочтений пациентов и, при необходимости, предпочтений их опекунов и попечителей. Медицинские работники также несут ответственность в отношении дополнительной проверки всех надлежащих требований и правил перед назначением лекарственных средств и использованием медицинского оборудования.
НОВОСТИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Цель. Изучение взаимосвязи функционального состояния симпатико-адреналовой системы (САС) и медиаторов иммунных нарушений при метаболическом синдроме (МС).
Материал и методы. Обследовано 55 пациентов (возраст от 35 до 57 лет, в среднем — 46,7 ± 2,1 года), из которых у 30 выявлен МС. У всех больных оценивали состояние углеводного обмена (глюкоза, инсулин натощак); состояние липидного обмена (общий холестерин, триглицериды, ЛПВП, ЛПНП); определяли суточную экскрецию с мочой свободных и конъюгированных форм катехоламинов (КА); активность моноаминоксидазы (МАО); цитокиновый статус — интерлейкины-6 (ИЛ-6), 10 (ИЛ-10), фактор некроза опухолей (ФНО-а). Результаты. У больных МС отмечено достоверное повышение всех фракций КА, особенно норадреналина (НА). Показатели суммарного НА были максимально повышены как по отношению к другим биогенным аминам, так и к контролю и группе больных АГ. Обнаружена прямая корреляционная связь суточной экскреции НА с ГИ (r=0,67, р<0,01), а также НА с ИМТ (r=0,65, р<0,01). Выявлена прямая корреляционная зависимость суточной экскреции НА с уровнем АД (r=0,62, р<0,01). Параллельно повышению концентрации КА в суточной моче происходило достоверное снижение МАО во всех группах больных. Выявлена обратная корреляция МАО с суточной экскрецией НА у больных МС (r=-0,68, р<0,01). Также отмечено повышение ИЛ-6, ФНО-а у больных МС. Обнаружена прямая корреляция ИЛ-6 с повышенным уровнем АД (r=0,67, р<0,01), уровнем ИЛ-6 и ИМТ (r=0,59, р<0,01), ИЛ-6 и ФНО-а с повышением суточной экскреции НА (r=0,53, р<0,01 и r=0,65, р<0,01, соответственно).
Заключение. Высокая активность САС ведёт к дисбалансу гуморального иммунитета, который играет немаловажную роль в патогенезе МС, являясь маркером прогрессирования заболевания. Это обуславливает необходимость разработки патогенетически обоснованного медикаментозного лечения данной категории больных.
Цель. Изучить возможности использования эхокардиографически определяемой толщины эпикардиального жира (ТЭЖ) в качестве инструмента прогнозирования высокого сердечно-сосудистого риска (ССР) и субклинических поражений органов-мишеней (СПОМ) у пациентов с абдоминальным ожирением (АО).
Материал и методы. Обследовано 132 нормотензивных пациента с АО (средний возраст 45,0±5,3 года), проводилась оценка липидного спектра и сахарного профиля крови, скорости клубочковой фильтрации, микроальбуминурии, ССР по шкале SCORE, выполнялось триплексное сканирование брахиоцефальных артерий, эхокардиоскопия, бифункциональное суточное мониторирование артериального давления с оценкой показателей ригидности артерий. Результаты. Средние показатели ТЭЖ достоверно различались в разных возрастных диапазонах (4,2±1,0 мм у лиц 31-45 лет против 5,1±1,1 мм у лиц 46-55 лет, р<0,001). Метаболический синдром (МС) на основании наличия АО и 2 дополнительных критериев диагностировали у 74 (56,1%) пациентов. Данная группа не отличалась большей частотой наличия СПОМ. Альтернативным вариантом прогнозирования высокого ССР и СПОМ считали сочетание у пациентов АО и ТЭЖ >75 перцентиля для каждой возрастной группы (4,8 мм для лиц 31-45 лет и 5,8 мм для лиц 46-55 лет), которое выявили у 38 (28,8%) пациентов. Данная группа лиц имела достоверно более высокую частоту СПОМ (микроальбуминурии, каротидного атеросклероза, гипертрофии стенки сонной артерии и левого желудочка, повышенной артериальной жесткости). В отношении выявления лиц с субклиническим каротидным атеросклерозом альтернативная прогностическая модель достоверно превосходила общепринятую в настоящее время концепцию МС.
Заключение. Альтернативный вариант прогнозирования высокого ССР и СПОМ у пациентов с АО, включающий сочетание критериев висцерального ожирения АО и ТЭЖ >75 перцентиля для каждой возрастной группы (4,8 мм для лиц 31-45 лет и 5,8 мм для лиц 46-55 лет) не уступал концепции МС по способности выявлять лиц с высоким ССР, но достоверно отличался их большим удельным весом среди пациентов, отвечающих критериям каждого варианта. Наличие ТЭЖ >75 перцентиля у пациента с АО должно стать основанием для проведения скрининга каротидного атеросклероза.
В настоящее время отсутствует чёткая обоснованность выбранных основных и дополнительных критериев, включенных в понятие метаболического синдрома (МС), в связи с чем исследования в этой области являются актуальными.
Цель. Провести сравнительный анализ ОТ и толщины эпикардиальной жировой ткани (тЭЖТ) как возможных альтернативных основных критериев МС. Материал и методы. С целью сравнения особенностей пациентов с МС, диагностированным с помощью разных критериев висцерального ожирения (ОТ и тЭЖТ) из группы исследования (n=186) у мужчин с общим ожирением, было сформировано две группы сравнения: МС (тЭЖТ) и МС (ОТ). Всем пациентам проводилась оценка основных и дополнительных метаболических факторов риска (ФР). тЭЖТ измерялась с помощью ЭхоКГ в миллиметрах за свободной стенкой правого желудочка в систолу в парастернальной позиции по длинной оси левого желудочка в В-режиме.
Результаты. У пациентов с МС, диагностированным по основному критерию тЭЖТ>7 мм, были более высокие показатели инсулина 11,2 (5,2;19,9) мкМЕ/ мл, индекса HOMA-IR 2,6 (1,1;4,6), резистина 12,8 (8,1;16,7) нг/мл, интерлей- кина-6 12,4 (7,6;15,0) пг/мл, чем у пациентов с МС, традиционно диагностированным по ОТ>94 см — 6,9 (3,5;14,2) мкМЕ/мл (р=0,040), 1,8 (0,9;3,4) (р=0,041), 10,8 (6,6;16,1) нг/мл (р=0,044), 9,8 (4,8;13,6) пг/мл (р=0,044), соответственно. Заключение. Наши данные показали, что тЭЖТ >7 мм является более точным неинвазивным маркером инсулинорезистентности, нейрогуморальных и про- воспалительных нарушений, связанных с висцеральным ожирением, чем общепринятый показатель для мужчин ОТ >94 см. Мы считаем, что показатель тЭЖТ >7 мм можно использовать как уточняющий критерий висцерального ожирения при диагностике МС.
Цель. Выявление наиболее информативных показателей углеводного и липидного обмена, ассоциированных с развитием сахарного диабета второго типа через год после перенесенного инфаркта миокарда. Материал и методы. Обследовано 200 пациентов с инфарктом миокарда (ИМ), у которых на 1-е и 12-е сутки госпитализации определяли содержание глюкозы, инсулина, индекс инсулинорезистентности (ИР), показатели липидного профиля. В течение года после перенесенного заболевания оценивали новые случаи манифестации сахарного диабета второго типа (СД). Результаты. Через год после перенесенного ИМ СД второго типа был диагностирован у 14,5% пациентов и ассоциировался с наличием в анамнезе факторов сердечно-сосудистого риска, неблагоприятным клиническим течением заболевания в острый и отдаленный периоды, нарушением липидного обмена. Высокий риск развития СД в отдаленном периоде ИМ связан с наличием ИР и возрастанием в 9,5 раз концентрации свободных жирных кислот (СЖК) в плазме крови в остром периоде заболевания.
Заключение. Значимыми факторами риска развития СД через год после перенесенного ИМ, наряду с ИР, характеризующейся гипергликемией и гипер- инсулинемией, является увеличение концентрации СЖК в госпитальном периоде заболевания. СЖК являются перспективными маркерами для стратификации риска развития СД у больных с ИМ.
Цель. Изучение функциональной активности субпопуляций Т-хелперных лимфоцитов (провоспалительных Т-хелперов-17 (Th17) и Т-хелперов-1 (Th1), иммуносупрессорных FoxP3+ Т-регуляторных лимфоцитов (Treg)) в сопоставлении с клиническими данными, характером гликемического контроля и степенью выраженности инсулинорезистентности у больных артериальной гипертензией (АГ), ассоциированной с сахарным диабетом (СД) 2-го типа. Материал и методы. В исследование было включено 35 пациентов с АГ 1-2-й степени, ассоциированной с СД 2-го типа в возрасте 47-63 лет (17 мужчин/18 женщин). В качестве группы контроля было обследовано 24 практически здоровых лиц сопоставимого возраста и пола (здоровые добровольцы). Было проведено общеклиническое обследование и определение показателей углеводного и липидного обмена. Методом проточной цитоме- трии во фракции мононуклеаров периферической крови определяли содержание Treg, а также количество активированных Th1 и Th17. Функциональное состояние клеток оценивали по уровню секреции интерлейкина (IL) -1р, IL-2, IL-6, IL-17, IL-10, фактора некроза опухолей (TNF) -а, интерферона (IFN) -у.
Результаты. В группе диабетических пациентов обнаружено увеличение количества активированных Thn-лимфоцитов и секреции IL-17, IL-6, TNF-a на фоне снижения секреции IL-10, содержания FoxP3+ Тгед-лимфоцитов и соотношения Treg/Th17 по сравнению с группой здоровых добровольцев. У пациентов с содержанием HbA1c>7% более выраженное абдоминальное ожирение сочеталось со снижением количества Treg, соотношений Treg/Th17 и Treg/Th1 и увеличением секреции IL-17 по сравнению с пациентами с удовлетворительным контролем гликемии. Методом кластерного анализа среди пациентов с СД 2-го типа было выделено две подгруппы, отличающихся разной степенью инсулинорезистентности в соответствии с величиной индекса HOMA. В подгруппе пациентов с наиболее высокими значениями индекса HOMA более выраженная степень абдоминального ожирения и гипергликемии в сочетании с гиперинсулинемией сопровождались увеличением количества Thn-лимфоцитов и усилением секреции провоспалительных цитокинов (IL-2, IL-1p, IL-17) по сравнению с пациентами, у которых инсулинорезистентность была менее выражена.
Заключение. Полученные нами результаты указывают на тесную взаимосвязь между инсулинорезистентностью, неудовлетворительным контролем гликемии и функциональным дисбалансом субпопуляций Т-лимфоцитов-хелперов у пациентов с сахарным диабетом 2-го типа.
Пациенты с сахарным диабетом типа 1 (СД 1) являются неоднородной группой по фенотипу, и среди них могут встречаться пациенты с генетической предрасположенностью к инсулинорезистентности с развитием метаболического фенотипа (МФ). До настоящего времени влияние инсулинорезистентности (ИР) на развитие сердечно-сосудистых рисков у пациентов с СД 1 изучено недостаточно.
Цель. Изучить распространенность кардиометаболических факторов риска (ФР), макро- и микрососудистых осложнений у пациентов СД 1 в зависимости от фенотипа.
Материал и методы. В исследование было включено 3371 человек с СД 1 из регистра сахарного диабета Алтайского края. По показателю индекса талия/бедро (ИТБ) все пациенты были разделены на 2 группы, с нормальным (НФ) и метаболическим фенотипом (МФ). У них изучалась распространенность избыточной массы тела (ИзМТ), ожирения (ОЖ), артериальной гипертензии (АГ), диабетической ретинопатии (ДР), диабетической нефропатии (ДН), диабетической полинейропатии (ДПН), острого инфаркта миокарда (ОИМ), острого нарушения мозгового кровообращения (ОНМК), стенокардии и нарушений липидного обмена. Изучение параметров проводилось в целом и в возрастных группах до 50 и >50 лет.
Результаты. МФ регистрировался у 46,5% пациентов с СД 1. По возрасту пациенты с МФ были на 7 лет старше, чем пациенты с НФ. Среди пациентов с МФ было больше мужчин. МФ пациентов с СД 1 статистически значимо увеличивает распространенность всех изучаемых заболеваний, кроме ОНМК (р<0,05). Влияние МФ на развитие макроангиопатий больше, чем на развитие микроангиопатий. При МФ чаще встречается гиперхолестери- немия и триглицеридемия (р<0,01), но это различие нивелируется с возрастом пациентов с СД 1. Возраст пациентов с СД 1 >50 лет изменяет силу влияния МФ на риск развития сердечно-сосудистых осложнений сахарного диабета.
Заключение. МФ пациентов с СД 1 является дополнительным ФР развития сердечно-сосудистых заболеваний, что надо учитывать при выборе терапии.
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ
В представленном обзоре литературы рассмотрены современные представления о механизмах формирования протромбогенного состояния при сахарном диабете в аспекте связи расстройств метаболизма с гиперфункцией тромбоцитов и гемокоагуляцией.
ПОСТ–РЕЛИЗ
ПЕРЕДОВАЯ СТАТЬЯ
В статье обсуждаются спорные вопросы метаболического синдрома (МС), четкости его критериев, реальной прогностической значимости. Описываются разные типы ожирения, которые складываются из разнообразных сочетаний общего и висцерального ожирения. Обосновывается необходимость выделения понятий "МС в узком и широком смысле слова", которые имеют разные патогенетические механизмы и предполагают дифференцированный подход к их лечению. Приводится патогенетическое обоснование включения в кластер МС в узком смысле слова таких его компонентов как жировой гепатоз, синдром поликистозных яичников и других. Предлагаются в порядке обсуждения более точные формулировки для синдрома кластера множественных факторов риска вместо МС.
РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ
ISSN 2618-7620 (Online)