ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Цель. Исследовать распространенность жизненного истощения, его влияния на 14-летний риск развития сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) (артериальной гипертонии (АГ), инфаркта миокарда (ИМ) и инсульта), а так же генетических особенностей жизненного истощения в открытой популяции среди мужчин 25-64 лет в России/Сибири (г.Новосибирск, мегаполис Западной Сибири).
Материал и методы. Была обследована случайная репрезентативная выборка мужчин 25-64 лет в рамках программы ВОЗ “МONICA-психосоциальная (MOPSY)” в 1994г. Маастрихтский опросник (ОМ) использовался для оценки жизненного истощения. Генотипирование было выполнено для переменного числа тандемных повторов (VNTR) полиморфизмов генов DRD4 и DAT. Все новые случаи АГ, ИМ и инсульта были зарегистрированы у лиц без ССЗ в течение 14 лет (с 1994 по 2008гг). Статистический анализ проводился с помощью пакета программ SPSS 11.5. Кокс-пропорциональная регрессионная модель была использована для оценки риска развития (Hazard ratio — HR) с учетом временного интервала. Тест Х2 был использован для оценки статистической значимости различий между группами.
Результаты. В исследованной популяции уровень жизненного истощения составил 66,8%. HR был значительно увеличен (АГ: HR=3,2; ИМ: HR=2,7; инсульт: HR=3,2) у мужчин с жизненным истощением, по сравнению с лицами без жизненного истощения в открытой популяции в течение первых пяти лет наблюдения. Многофакторное моделирование показало, что жизненное истощение вместе с сопутствующим социальным градиентом определяет развитие АГ, ИМ и инсульта в открытой популяции среди мужчин 25-64 лет. 7 аллель DRD4 и генотип 9/9 гена DAT были связаны с высоким уровнем жизненного истощения.
Заключение. В открытой популяции среди мужчин 25-64 лет (Россия/ Сибирь, г.Новосибирск) определен высокий уровень жизненного истощения, как предиктор риска развития ССЗ. Жизненное истощение существенно связано с определенными VNTRr-полиморфизмами генов DRD4 и DAT.
Тревожность рассматривается как независимый фактор риска сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ). Ассоциации между генетическими маркерами тревоги и риском развития ССЗ остаются неизвестными.
Цель. Определить распространенность личностной тревожности в популяции, найти ассоциативные связи между личностной тревожностью и VNTR- полиморфизмом генов DRD4, DAT; рассчитать риск развития (HR) артериальной гипертензии (АГ), инфаркта миокарда (ИМ) и инсульта.
Материал и методы. Репрезентативна выборка мужчин в возрасте 25-64 лет (n=2149) была обследована на трех скринингах в рамках программы ВОЗ “МОНИКА-психосоциальная” в Новосибирске в 1984, 1988, 1994гг. Впервые возникшие случаи ИМ, АГ и инсульта после скрининга в когорте были зарегистрированы с 1984 по 2008гг. Генотипирование VNTR-полиморфизма было выполнено для генов DRD4 и DAT. Уровень тревожности оценивали с помощью теста Спилбергера. Стратифицированная Кокс-пропорциональная регресси- онная модель использовалась для оценки риска развития (Hazard ratio — HR).
Результаты. Высокий уровень тревожности (ВУТ) в открытой мужской популяции составил 50,9%. Генотип 4/6 DRD4 и генотип DAT 9/9 были четко связаны с ВУТ. ВУТ достоверно повышал HR ССЗ. Риск развития АГ и инсульта был максимальным в течение первых пяти лет изучения, в то время как максимальный HR ИМ был в течение 10 лет.
Заключение. Распространенность ВУТ в открытой популяции мужчин 25-64- лет в Новосибирске была высокой. Уровни ВУТ имели ассоциации с определенным VNTR — полиморфизмом в генах DRD4 и DAT. ВУТ связан с повышенным риском развития ССЗ.
Цель. Изучить динамику острых сердечно-сосудистых катастроф в общей популяции в возрасте 25-64 лет в России в течение 33 лет (1977-2009).
Материал и методы. Программы Всемирной Организации Здравоохранения “Регистр острого инфаркта миокарда”, “Моника”, проводимые в трех районах г.Новосибирска
Результаты. Заболеваемость инфарктом миокарда (ИМ) оставалась стабильной за весь период изучения, за исключением 1988, 1994, 1998 (увеличение), 2002-2004 и 2006 (уменьшение). Такие же показатели у смертности, за исключением 1977-1978 (уменьшение) и 2002-2005 (увеличение). Уровни смертности и летальности до больницы в 2-3 раза превышают смертность и летальность в больнице. Количество летальных исходов от ИМ превышает смертность от потребления алкоголя в 2-3 раза. Снижение смертности, летальности на фен стабильной заболеваемости ИМ свидетельствует о улучшении организации оказания медицинской помощи заболевшим; увеличение смертности и летальности на фоне снижения заболеваемости ИМ — об ее ухудшении. Не получено динамики поведенческих и соматических факторов риска в течение 1977-2009гг. В то же время отмечено значительное увеличение уровней психосоциальных факторов риска.
Заключение. Показатели заболеваемости, смертности и летальности являются маркерами повышения социального стресса в популяции. Смертность от ИМ была главным компонентом увеличения смертности в России.
Цель. Для определения влияния стресса на рабочем месте на риск развития (Hazard ratio — HR) инфаркта миокарда и инсульта в открытой популяции среди женщин 25-64 лет в России/Сибири (г.Новосибирск).
Материал и методы. Случайная репрезентативная выборка женщин 25-64 лет (N=870) была обследована в рамках программы ВОЗ “МОНИКА-психосоциальная” в одном из районов г.Новосибирска. Стресс на рабочем месте был изучен с использованием шкалы Karasek; отношение к труду и профилактическим осмотрам исследованы с помощью шкалы “Знание и отношение к собственному здоровью” программы ВОЗ “МОНИКА-психосоциальная”. В течение 16 лет (1994-2010), все первичные случаи инфаркта миокарда и инсульта изучали в когорте на основе программы ВОЗ “Регистр острого инфаркта миокарда” и всей имеющейся медицинской документации. Кокс-регрессионная модель была использована для определения риска инфаркта миокарда и инсульта в течение 16 лет наблюдения.
Результаты. Распространенность высокого уровня стресса на работе в открытой популяции среди женщин в возрасте 25-64 лет составила 31,6%. Высокий уровень стресса на работе был связан с высоким уровнем ответственности, невозможностью отдохнуть в конце рабочего дня, частой профессиональной неудовлетворенностью и снижением трудоспособности. В течение 16 лет, HR был на 3,22 раза выше, для инфаркта миокарда (р<0,05) и 1,96 раза выше для инсульта (р<0,05) у женщин со стрессом на работе. Частота инфаркта миокарда и инсульта была выше у замужних женщин, которые испытывали стресс на работе, и относились к категории руководителей или физического труда, с высоким и низким уровнем образования.
Заключение. Распространенность высокого уровня стресса на рабочем месте является существенным в открытой популяции среди женщин в возрасте 25-64 лет в России/Сибири (Новосибирск). При наличии стрессовых ситуаций на рабочем месте, HR инфаркта миокарда и инсульта были в 2-3 раза выше, чем без них. Социальный градиент влияет на HR инфаркта и инсульта.
Метаболические изменения при сахарном диабете (СД) сопряжены с нарушениями гемостаза, последовательность вовлечения компонентов которого на ранних стадиях заболевания не определена.
Цель. Изучение параметров метаболизма, гемостаза и характера их взаимоотношений при предиабете и впервые выявленном СД 2 типа (ВВ СД2).
Материал и методы. Объектом исследования явились добровольцы в возрасте 40-65 лет считающие себя здоровыми и не получающие никакой медикаментозной терапии. У 46 из 170 обследованных выявлены нарушения углеводного обмена (НУО): 13 — нарушение гликемии натощак,17 нарушение толерантности к глюкозе и у 16 ВВ СД2. Контрольную группу составили 13 здоровых добровольцев с нормальной массой тела без признаков метаболически аномального фенотипа. Во всех контингентах исследованы параметры метаболизма (углеводный, липидный, белковый обмен, трансаминазы печени) и тромбоцитарно-плазменного гемостаза (средний объем тромбоцитов, ADP- и коллаген-индуцированная агрегация тромбоцитов, коагулограмма, фибриноген, плазминоген). Определены особенности инициирующих влияний измененных параметров метаболизма на различные компоненты гемостаза при предиабете и ВВ СД2.
Результаты. Концентрация инсулина, С-пептида, HOMA-IR, общее содержание холестерина были повышены в группах с нарушением углеводного обмена. АДФ и коллагеном-вызванной агрегацию тромбоцитов, фибриноген так же были повышены при НУО, однако эти изменения не были статистически значимы. Средний объем тромбоцитов и плазминогена имели склонность к увеличению на стадии предиабета и продемонстрировали статистически значимое увеличение при ВВ СД2.
Заключение. Метаболические нарушения на стадии предиабета инициируют изменения тромбоцитарного гемостаза и фибринолиза. При ВВ СД2 увеличение MPV и повышение концентрации плазминогена принимают значимый характер.
Цель. Ишемическая болезнь сердца (ИБС) является следствием эндотелиальной дисфункции, которая связана с воспалением, повышением окислительного стресса и гипергликемии. Целью нашего исследования явилось изучение этиологии, значения и интенсивности воспаления и оксидативного стресса в развитии ИБС у больных сахарным диабетом (СД) 2 типа.
Материал и методы. Мы включили 60 пациентов мужского пола с ИБС, 30 из которых с СД 2 типа. Группу контроля составили 12 здоровых участников. Мы проанализировали липидный статус, качество гликемического контроля (ежедневный гликемический профиль — MBG и HbA1c), перекисного окисления липидов (малонового диальдегида (MDA)) и воспаления: высокочувствительного С реактивного белка (hsCRP), межклеточные и сосудистые молекулы адгезии-1 (ICAM-1, VCAM-1).
Результаты. Пациенты с СД 2-го типа и ИБС, страдающие ожирением, имели более высокие уровни MBG и HbA1c, по сравнению с двумя другими группами. Систолическое и диастолическое артериальное давление, уровень триглицеридов, общего холестерина и холестерина ЛПНП были достоверно выше, а уровень ЛПВП был ниже у всех больных с ИБС, по сравнению с контрольной группой. Уровни hsCRP, ICAM-1, VCAM-1 и мда были достоверно выше в группах с ИБС по сравнению с контролем. MDA и VCAM-1 были выше у пациентов с ИБС и СД 2-го типа, чем у пациентов с ИБС. Существует значительная положительная корреляция между hsCRP и холестерином ЛПНП у пациентов с ИБС, независимо от наличия СД. Значимая положительная корреляция между VCAM-1 и значениями HbA1c, и между ICAM-1 и hsCRP было показано только у пациентов с ИБС и СД 2-го типа.
Заключение. Воспаление, увеличивается окислительный стресс, липидный и метаболических нарушений показал значимую корреляцию и играют важную патогенетическую роль в развитии ИБС, особенно у пациентов с СД 2-го типа. Повышенный уровень hsCRP, VCAM-1 и продуктов перекисного окисления липидов являются характерными маркерами эндотелиального воспаления и наличия атеросклеротической бляшки у пациентов с СД 2-го типа.
Цель. В настоящем исследовании предпринята попытка определения влияния 1-го месяца велоспортивных тренировок на толерантность к физической нагрузке и липидный профиль крови.
Материал и методы. Исследовательская группа состояла из 50 человек проходила испытания по модели А 2-го этапа кардиологической реабилитации (20 человек группа велоспортивных тренировок (IC), 20 мужчин проходили реабилитацию соответственно рекомендациям польского кардиологического общества — стандартная группа (ST), группа 10 человек, которые не принимали участия ни в сердечной программе реабилитации — контрольная группа, С). Средний возраст всех испытуемых был 56,60±8,25 лет, средняя фракция выброса левого желудочка составляла 56%±4,00.
Результаты. В IC группе наблюдалось значительное увеличение продолжительности испытания (8,47 против 10,23 мин; р<0,001), значительное увеличение значения MET (10,86 против 12,35; р=0,06) и VO2 max (38,43 против 48,25 мл/кг/мин; р<0,001). Параллельно наблюдались изменения в ST группе, где показатели улучшились: длительность теста (8,51 против 9,96; р<0,001), значения MET (10,57 против 12,18; р=0,002) и VO2 max (38,42 против 46,24; р<0,001). Не было обнаружено значительных изменений показателей в покое, максимальной частоты сердечных сокращений, а также систолического и диастолического артериального давления. В группе С никаких существенных изменений в на тредмиле не наблюдалось. Как в IC, так и в ST, а также в группе C, положительных изменений липидного профиля крови не наблюдалось. Было отмечено значительное увеличение среднего значения холестерина ЛПВП в группе контроля (41,00 против 49,52 мг/дл; p<0,05).
Заключение. Велоспортивные тренировки на втором этапе кардиологической реабилитации являются безопасной формой терапии и, следовательно, могут быть интересной альтернативой методу классической велоэргометр-велотренажер в стадии ранней кардиологической реабилитации.
Цель. Мультиспиральная компьютерная томография (МСКТ) представляет собой неинвазивный метод визуализации сердца и коронарных артерий. Целью исследований было установить диагностическую точность МСКТ в выявлении существенных изменений сердца у больных ишемической болезнью со стенокардией напряжения, с помощью цифровой субтракционной ангиографии (DSA) коронарных артерий, как золотого стандарта.
Материал и методы. У 78 (56 мужчин, 22 женщины; средний возраст 64,3±11 лет), пациентов с клиническими признаками стенокардии были проведены обследования коронарных артерий на 64-срезовой МСКТ с целью выявления значимых стенозов (>50% сужения просвета). МСКТ коронарных артерий было сравнено с инвазивной коронарной ангиографией.
Результаты. У 78 больных, 864 сегментов коронарных артерий были доступны для оценки. Во всех сегментах коронарных артерий, при инвазивной коронарной ангиографии выявлено 51 поражение. Сорок пять поражений были обнаружены МСКТ. Сопоставление чувствительности и специфичности были 88% и 97%. Чувствительность, специфичность, положительная и отрицательная прогностическая ценность анализа пациентов были 93%, 93%, 90% и 96%, соответственно. Ложно-отрицательные результаты — в семнадцати сегментах коронарных артерий с уменьшением диаметра в диапазоне от 51% до 75% были пропущены при сканировании МСКТ. Основные пропущенные поражения локализовались в левой передней артерии, нисходящей и левой артерии (мелкие боковые ветви). Были пропущены четыре сегмента из-за тяжелой кальцификации и пять из-за артефактов движения. Ложноположительные результаты — тридцать девять сегментов были ошибочно классифицированы из-за переоценки.
Заключение. МСКТ коронарография — это эффективный, быстрый, надежный и неинвазивный метод анализа коронарных артерий. Наилучшие результаты были получены у пациентов со здоровыми коронарными артериями (высокий процент негативной прогностической ценности), что позволяет значительно снизить количество инвазивной коронарной ангиографии. С улучшением технических характеристик, КТ имеет большое значение при анализе коронарных стенозов и анализе атеросклеротических бляшек.
Цель. Изучение острого воздействия на вегетативную регуляцию сердца слуховой стимуляции музыкой в стиле хэви-метал.
Материал и методы. Это проспективное исследование проведено на 22 здоровых женщин в возрасте от 18 до 30 лет. Все процедуры проводились в одной звук-изолированной комнате. Добровольцы оставались в покое в течение 20 минут, а затем их подвергали воздействию музыки в стиле хэви-метал (75-84 дБ) в течение 20 минут. Мы проанализировали следующие показатели вариабельность сердечного ритма: SDNN, RMSSD, pNN50, LF, HF, LF/ HF соотношение, RRTri, TINN, SD1, SD2 and SD1/SD2 соотношение.
Результаты. При воздействии слуховой стимуляции музыкой хэви-метал мы наблюдали тенденцию к увеличению LF (мс2 ) (р=0,06) и снижению HF (nu) (p=0,07) и увеличение соотношения LF/HF в (р=0,05). Не было обнаружено значительных изменений для SDNN, pNN50, RMSSD, сотношения SDNN/ RMSSD, TINN, RRTri, SD1, SD2 и SD1/SD2 соотношение.
Заключение. Слуховая стимуляция музыкой в стиле резко снижала HRV.
Цель. Выявить предикторы развития дисфункции почек после хирургической реваскуляризации миокарда у больных стабильной стенокардией с предиабетом.
Материал и методы. Обследовано 48 больных с предиабетом, имеющих показания к коронарному шунтирования (КШ) в возрасте 60±7,4 лет с длительностью ишемической болезни сердца 6±5,4 года. Многососудистое поражение коронарных сосудов имелось у 68,8 %, стеноз ствола левой коронарной артерии >50% — у 10,9% лиц. Операция КШ в условиях искусственного кровообращения (ИК) выполнена у 87,5 %, на работающем сердце — у 12,5% больных. Длительность ИК составила 95±23 мин., количество дистальных анастомозов на одного пациента — 2,8±0,8. Исходно, в первые и вторые сутки после КШ, при необходимости в более поздние сроки, измеряли концентрацию креатинина в крови, рассчитывали скорость клубочковой фильтрации (СКФ) по формуле CKD-EPI. О развитии дисфункции почек в связи с КШ судили по снижению СКФ ниже 60 мл/мин/1,73 м2 . При статистической обработке материалов непрерывные переменные представлены как М±SD или как Me (25 %–75 %) в зависимости от типа распределения. Предикторы развития почечной дисфункции определяли методом пошагового регрессионного анализа.
Результаты. У больных стабильной стенокардией с предиабетом выявлено умеренное транзиторное снижение СКФ после КШ в сравнении с исходным уровнем с Me 89,4 (78-105) до Ме 77,8 (59-96) мл/мин/1,73 м2 (р<0,01). Значимое снижение СКФ после КШ имелось у лиц с госпитальными осложнениями (интраоперационный инфаркт миокарда, острая сердечная недостаточность, пароксизм фибрилляции предсердий) — Ме 92 (82-107) и Ме 72,4 (56-89) мл/ мин/1,73 м2 , р=0,000 в отличие от группы пациентов, не имевших осложнений, р=0,797. Доля лиц с развившейся в связи с КШ почечной дисфункцией составила 21,7%. Снижение СКФ <60 мл/мин/1,73 м2 после КШ ассоциировано с более старшим возрастом, более низкой исходной СКФ и более продолжительным периодом ИК.
Заключение. Среди больных стабильной стенокардией с предиабетом доля лиц с развившейся в связи с КШ почечной дисфункцией составила 21,7%. Увеличение продолжительности ИК более Me 105 (86-136) минут значимо повышало относительный риск развития дисфункции почек после КШ.
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
Патологическая турбулентность сердечного ритма (HRT) после преждевременных желудочковых комплексов (PVCs) у больных ишемической болезнью сердца (ИБС) и инфарктом миокарда (ИМ) может прогнозировать более высокую смертность.
Цель. Для оценки предсказательной силы HRT у 5-летнего обсервационного исследования у пациентов с ИБС.
Материал и методы. 173 пациентов с ИБС, у которых HRT удалось записать, были проанализированы с 2010-2011 до 2015 года на выживаемость и наклон турбулентности (TS) и начало турбулентности (TO).
Результаты. Патологические TO не показали никакой корреляции с коэффициентом выживаемости (р>0,05), но патологические TS в течение 5 лет (р=0,00026) коррелируют с частотой выживания у пост-ИМ пациентов. Кроме того, они имеют предсказательную силу также у не-ИМ пациентов (р=0,0032). Кривые выживаемости (Каплан-Майер) между нормальной и патологической TS начали делить от 36 месяцев наблюдения. nTS у больных ИМ увеличилось смертность в 5,14 раза (р=0,00002), а у не-ИМ — в 4,99 раза (р=0,00002).
Заключение. Параметр HRT показал высокую эффективность в прогнозировании риска смертности у пациентов с ИБС.
МНЕНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ
КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ
ISSN 2618-7620 (Online)