ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Острый инфаркт миокарда является тяжелым сердечно-сосудистым заболеванием. В ряде исследований выявлена зависимость течения инфаркта миокарда не только от объема поражения, но и от процессов воспаления в зоне некроза. В представленном исследовании проводится изучение динамики цитокинов INF-γ, IL-4, IL-6, IL-8, IL-10, IL-12, TGF-β у больных инфарктом миокарда с различным течением и исходом заболевания. Выявлено, что динамика цитокинов сходна с динамикой других инициирующих факторов воспаления. При осложненном течении инфаркта миокарда наблюдается более выраженная цитокиновая реакция и задержка нормализации показателей. У больных с летальным исходом инфаркта миокарда отмечена супрессия цитокинов IL-6 и INF-γ. Оценка цитокиновой реакции у больных инфарктом миокарда позволяет прогнозировать течение и исход заболевания.
Статья посвящена изучению разрыва сердца при инфаркте миокарда. Исследование основано на данных статистических отчетов кардиологической службы г. Пензы за 2003-2008 гг. и результатах ретроспективного анализа 61 архивной истории болезни пациентов с разрывом сердца при инфаркте миокарда, умерших в кардиологических и терапевтических отделениях города от разрыва сердца. Установлена распространенность, морфологические и клинические проявления разрывов сердца при инфаркте миокарда.
Цель работы – оценить возможности коррекции нарушений антикоагулянтной, фибринолитической и анти-агрегационной активности сосудистой стенки у больных артериальной гипертонией при метаболическом синдроме, перенесших окклюзию сосудов глаза, с помощью комплекса из дилтиазема, пиоглитазона и немедикаментозных средств лечения. Установлено, что исследуемый комплекс лечения у данной категории больных в течение 4 мес. применения улучшает антикоагулянтную, фибринолитическую и антиагрегационную активность сосудистой стенки, но не нормализует её. Достигнутые результаты испытывают достоверную отрицательную динамику при не строгом соблюдении в дальнейшем немедикаментозной коррекции.
Прямым способом биомагнитного сепарирования белков с магнитными микросферами исследовано содержание в крови белка-маркера стромальных стволовых клеток с остеогенной потенцией – остеонектина – у 45 мужчин с коронарным атеросклерозом и 45 сопоставимых по возрасту мужчин без ИБС (контроль). Определены повышенная концентрация остеонектина в крови, особенно у мужчин со стенозирующим атеросклерозом (СА) и кальцинозом коронарных артерий, и ее значимые независимые ассоциации с некоторыми ключевыми биомаркерами атеросклероза, метаболического синдрома и наличием СА и кальциноза коронарных артерий. Полученные результаты позволяют заключить, что остеонектин может быть одним из новых биомаркеров СА и кальциноза коронарных артерий.
В работе проведена стратификация сердечно-сосудистого риска у молодых женщин до 45 лет с ранним эстрогендефицитом. Обследовано 206 женщин с различными видами эстрогендефицита (синдром преждевременной недостаточности яичников, ранняя менопауза, синдром овариэктомии) и контрольная группа из 50 здоровых женщин. Изучали модифицируемые (артериальная гипертензия, дислипидемия, гипергликемия, абдоминальное ожирение, курение, стресс) и немодифицируемые (отягощенная наследственность по ранней менопаузе и ранней сердечно-сосудистой патологии у матери) факторы риска. Исследование показало, что большинство женщин с ранним эстрогендефицитом, преимущественно с ранней менопаузой, имеют три и более факторов сердечно-сосудистого риска.
КАРДИОХИРУРГИЯ
Представлен анализ результатов выполнения 207 операций аортокоронарного шунтирования в различные сроки от начала инфаркта миокарда у больных с тяжелым многососудистым поражением, стенозом ствола левой коронарной артерии. Определены показания к экстренным и неотложным хирургическим вмешательствам у больных ранней постинфарктной стенокардией. Путем проведения однофакторного и многофакторного статистического анализа выявлено, что основными предикторами ранней госпитальной летальности являются выполнение операции в ранние сроки постинфарктоного периода у больных с фракцией выброса левого желудочка менее 30% и кардиогенным шоком. Выполнение аортокоронарного шунтирования по поводу ранней постинфарктной стенокардии у больных с сохранной систолической функцией миокарда левого желудочка возможно в любые сроки после его начала.
КЛИНИКА И ФАРМАКОТЕРАПИЯ
Обследовано 60 пациентов в возрасте 45 – 65 лет с метаболическим синдромом (МС), страдающих хронической сердечной недостаточностью (ХСН) II-III функционального класса в раннем постинфарктном периоде. Больные были рандомизированы на две группы по 30 человек. В основной группе к базисной терапии ХСН был добавлен Кардионат (мельдоний, ЗАО “Макиз-Фарма”, Россия) в дозе 1,0 г/сутки. Продолжительность исследования составила 12 недель. Показано, что цитопротектор Кардионат в составе комплексной терапии ХСН у больных с МС способствует снижению степени выраженности сердечной недостаточности, улучшению переносимости физической нагрузки. Включение препарата Кардионат в комбинированную терапию ХСН у больных с МС сопровождается ростом фракции выброса левого желудочка (ЛЖ), регрессом морфофункциональных нарушений миокарда ЛЖ, благоприятным влиянием на функциональное состояние почек. В комплексном лечении у больных ХСН с МС Кардионат оказывает положительное влияние на липидный и углеводный обмен, уменьшает степень выраженности инсулинорезистентности.
Цель: Исследование IONA (impact of nicorandil in angina; эффективность никорандила при стенокардии) является рандомизированным, двойным слепым, плацебо-контролируемым испытанием терапии никорандилом, в целевой дозе 20 мг два раза в день. В настоящей статье приводятся данные о положительном эффекте никорандила в различных подгруппах пациентов. Методы: Основная комбинированная конечная точка исследования включала в себя фатальную коронарную болезнь сердца, нефатальный инфаркт миокарда и внеплановую госпитализацию в связи с синдромом кардиальной боли в грудной клетке. Подгруппы пациентов формировались с учетом следующих исходных характеристик: возраст, пол, статус курения, наличие сахарного диабета, артериальной гипертензии и реваскуляризации в анамнезе, функциональный класс стенокардии, характер ранее назначенного антиангинального лечения и сопутствующей сердечно-сосудистой терапии, а также общий уровень риска. Результаты: В целом, 5126 пациентов, получавших ранее назначенную стандартную антиангинальную терапию, были рандомизированы в отношении приема никорандила либо идентичного плацебо. Никорандил снижал частоту основной конечной точки с 15,5% до 13,1% (отношение рисков, ОР, 0,83; 95% доверительный интервал, ДИ = 0,72-0,97; р=0,014). Не было получено доказательств достоверных различий положительного терапевтического эффекта препарата в отдельных подгруппах больных. Максимальное снижение абсолютного риска и минимальное число пациентов, требующих лечения для предотвращения одного дополнительного клинического случая, отмечалось среди лиц с наибольшим исходным риском. Заключение: Исследование IONA продемонстрировало достоверное улучшение прогноза на фоне терапии никорандилом в различных подгруппах пациентов со стабильной стенокардией.
Проведен анализ современных литературных данных о возможностях применения коэнзима Q10 у больных артериальной гипертонией. Показано, что коэнзим Q10 играет важную роль в процессах клеточного энергообмена, выполняя коферментную и антиоксидантную функции. Механизм снижения артериального давления может быть обусловлен не только предотвращением окислительного стресса, но и улучшением инсулинового ответа на повышение уровня глюкозы в крови. Учитывая антигипертензивную эффективность и хорошую переносимость коэнзима Q10, его можно рекомендовать для лечения артериальной гипертонии как в качестве альтернативной терапии, так и в комбинации с другими антигипертензивными средствами. Однако для получения более полных данных о механизме антигипертензивного действия коэнзима Q10 при артериальной гипертонии целесообразно проведение дальнейших исследований.
Изучена клиническая эффективность и безопасность Пропанорма® у больных с артериальной гипертонией (АГ), ишемической болезнью сердца (ИБС) и хронической сердечной недостаточностью (ХСН) с сохраненной систолической функцией левого желудочка, осложненных фибрилляцией предсердий (ФП). Проведено сравнение эффективности и безопасности препарата с Кордароном®. Рандомизировано 137 пациентов, в исследование включено 110 больных (59 – группа Пропанорма® и 51 – группа Кордарона®), наблюдение за которыми продолжалось в течение 12 месяцев. Первичные конечные точки: общая смертность, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, фатальный и нефатальный инфаркт и мозговой инсульт. Вторичные точки: повторные эпизоды ФП, их длительность, ЧЖС во время ФП, количество госпитализаций, связанных с ФП, либо в результате декомпенсации заболеваний, изменение показателей систолической и диастолической функций ЛЖ на фоне лечения, оценка безопасности применения при ХСН с сохраненной систолической функцией ЛЖ с учетом нежелательных явлений Пропанорма® и Кордарона®. Результаты исследования свидетельствуют о том, что лечение основного заболевания способствует достижению целевого уровня АД у 67,3%, снижению ФК стенокардии – у 70% и ХСН – у 94,5% пациентов, что приводит к уменьшению числа госпитализаций, связанных с декомпенсацией сердечной деятельности, на 72,9%. Эффективность Пропанорма® при ФП через 6 месяцев терапии составила 67,4% через 12 месяцев – 54,2%, что не уступает таковой при использовании Кордарона® (62,7% и 52,9% соответственно). У 33,9% пациентов при приеме Пропанорма® отмечено уменьшение выраженности клинических проявлений при ФП, их суммарной длительности, ЧЖС во время пароксизма и увеличение числа асимптомных эпизодов ФП – на 30,9%. Пропанорм® оказался более безопасным у больных с заболеваниями сердца, по сравнению с Кордароном®, в отношении побочных и нежелательных явлений (0% против 31,6%). Исследование “ПРОСТОР” продолжается, в данной публикации представлены результаты лечения пациентов, получивших терапию в рамках исследования в течение 12 месяцев.
Цель: Лерканидипин является длительно действующим дигидропиридином, демонстрирующим хорошую анти-гипертензивную эффективность и переносимость. Целью исследования ELYPSE было изучение эффективности и переносимости этого препарата в условиях повседневной клинической практики. Методы: Пациентам с эссенциальной артериальной гипертензией 1-2 ст., которым, по мнению лечащего врача, была показана терапия дигидропиридинами, назначался лерканидипин (10 мг/сут однократно). Период наблюдения составлял 3 месяца. В исследование было включено 9095 пациентов (средний возраст – 63±11 лет; 58% женщин; 60% больных старше 60 лет; 56% – с гипертензией 2 ст; 69% – с предшествующей терапией другими антигипертензивными препаратами). У 1267 участников (14%) при предшествующем приеме других препаратов отмечались побочные эффекты. Для сбора информации использовались электронные индивидуальные регистрационные карты и централизованная Интернет-база данных. Результаты: Исходные уровни артериального давления (АД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС) составляли, соответственно, 160,1±10,2/95,6±6,6 мм рт. ст. и 77,3±9,3 удара в минуту. Достоверное снижение систолического и диастолического АД отмечалось уже через 1 месяц терапии, с небольшим дополнительным снижением 2 месяца спустя. Через 3 месяца уровень АД достигал 141,4±11,3/83,1± 6,9 мм рт. ст., при уровне ЧСС 75,2±8,2 удара в минуту (р<0,001 по сравнению с исходным уровнем). По окончании исследования у 64% больных удалось достичь уровня диастолического АД ><90 мм рт. ст.; контроль АД (><140/90 мм рт. ст.) был достигнут у 32%. Среди больных диабетом (n=1269) адекватный контроль АД (><130/85 мм рт. ст.) был достигнут лишь у 16,4%. Общая частота побочных эффектов составляла 6,5%. Наиболее часто регистрировались головная боль (2,9%), периферические отеки нижних конечностей (1,2%), гиперемия лица (1,1%) и сердцебиение (0,6%). Частота пре-кращения участия в исследовании составляла ><1%. Показатели эффективности и переносимости лерканидипина в подгруппе больных с ранее регистрировавшимися побочными эффектами других антигипертензивных препаратов были сходны с таковыми среди всех участников исследования.>< 0,001 по сравнению с исходным уровнем). По окончании исследования у 64% больных удалось достичь уровня диастолического АД< 90 мм рт. ст.; контроль АД (<140/90 мм рт. ст.) был достигнут у 32%. Среди больных диабетом (n=1269) адекватный контроль АД (><130/85 мм рт. ст.) был достигнут лишь у 16,4%. Общая частота побочных эффектов составляла 6,5%. Наиболее часто регистрировались головная боль (2,9%), периферические отеки нижних конечностей (1,2%), гиперемия лица (1,1%) и сердцебиение (0,6%). Частота пре-кращения участия в исследовании составляла ><1%. Показатели эффективности и переносимости лерканидипина в подгруппе больных с ранее регистрировавшимися побочными эффектами других антигипертензивных препаратов были сходны с таковыми среди всех участников исследования.><140/90 мм рт. ст.) был достигнут у 32%. Среди больных диабетом (n=1269) адекватный контроль АД (<130/85 мм рт. ст.) был достигнут лишь у 16,4%. Общая частота побочных эффектов составляла 6,5%. Наиболее часто регистрировались головная боль (2,9%), периферические отеки нижних конечностей (1,2%), гиперемия лица (1,1%) и сердцебиение (0,6%). Частота пре-кращения участия в исследовании составляла ><1%. Показатели эффективности и переносимости лерканидипина в подгруппе больных с ранее регистрировавшимися побочными эффектами других антигипертензивных препаратов были сходны с таковыми среди всех участников исследования.><130/85 мм рт. ст.) был достигнут лишь у 16,4%. Общая частота побочных эффектов составляла 6,5%. Наиболее часто регистрировались головная боль (2,9%), периферические отеки нижних конечностей (1,2%), гиперемия лица (1,1%) и сердцебиение (0,6%). Частота прекращения участия в исследовании составляла <1%. Показатели эффективности и переносимости лерканидипина в подгруппе больных с ранее регистрировавшимися побочными эффектами других антигипертензивных препаратов были сходны с таковыми среди всех участников исследования.>< 1%. Показатели эффективности и переносимости лерканидипина в подгруппе больных с ранее регистрировавшимися побочными эффектами других антигипертензивных препаратов были сходны с таковыми среди всех участников исследования. Заключение: Данное исследование продемонстрировало хорошую эффективность и переносимость лерканидипина в условиях повседневной клинической практики. Полученные результаты согласуются с данными рандомизированных клинических испытаний.
ПРОБЛЕМЫ СКОРОЙ ПОМОЩИ
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ
Целью настоящей статьи является обзор опубликованных исследований дозозависимой антигипертензивной эффективности олмесартана в сравнении с другими блокаторами рецепторов к ангиотензину II (БРА), применяющимися в клинической практике, у взрослых пациентов с мягкой и умеренной артериальной гипертензией. Для обзора отбирались исследования, сопоставимые по дизайну и диапазону используемых доз. Дозозависимое действие на уровни систолического и диастолического артериального давления (САД, ДАД) оценивалось с помощью упрощенной модели Emax. Также был выполнен анализ контролируемых клинических испытаний олмесартана в сравнении с другими БРА. В целом, в анализ вошли данные 7280 пациентов, из которых 5769 получали БРА и 1511 – плацебо. За исключением лозартана, данные соответствовали модели Emax, с коэффициентами корреляции от 0,77 до 0,99. Антигипертензивная эффективность (Emax) была выше для олмесартана (-9,0/-12,4 мм рт. ст. для ДАД/САД), по сравнению с кандесартаном (-6,7/-11,3 мм рт. ст.), ирбесартаном (-6,5/-11,2) и валсартаном (-6,3/-8,9 мм рт. ст.). Прямое сравнение олмесартана с каждым БРА по отдельности, с использованием рекомендованных доз препаратов, подтвердило наличие более выраженного антигипертензивного эффекта у олмесартана. Результаты данного обзора позволяют предположить, что отдельные представители класса БРА отличаются между собой по максимальной антигипертензивной эффективности, а также эффективности рекомендуемых доз, и что эти различия имеют важное клиническое значение. Среди всех изученных БРА антигипертензивная эффективность олмесартана была максимальной.
В представленном обзоре освещены основные вопросы, касающиеся применения аспирина в профилактике различных проявлений атеротромбоза и коронарной болезни сердца (КБС). Представлены данные, раскрывающие основной механизм действия аспирина, а также описаны другие положительные его эффекты, не связанные с антиагрегационной активностью препарата. Обозначены группы пациентов в первичной и вторичной профилактике, которым следует назначать аспирин в виде его доказанных в крупных исследования профилактических эффектах. В статье рассматриваются вопросы баланса клинической пользы аспирина к риску его приема.
ISSN 2618-7620 (Online)