Preview

Российский кардиологический журнал

Расширенный поиск

Перевод, кросс-культурная адаптация и валидация психометрических показателей русскоязычной версии опросника уровня знаний об ишемической болезни сердца CADE-Q II у пациентов с хроническими коронарными синдромами

https://doi.org/10.15829/1560-4071-2022-5049

Полный текст:

Аннотация

Цель. Выполнить перевод, кросс-культурную адаптацию и валидацию психометрических показателей русскоязычной версии опросника уровня знаний об ишемической болезни сердца (ИБС) The second version of “the Coronary Artery Disease Education Questionnaire” (CADE-Q II) у пациентов с хроническими коронарными синдромами (ХКС)

Материал и методы. Независимый и обратный переводы опросника CADE-Q II были выполнены двуязычными медицинскими работниками и сертифицированными переводчиками соответственно. Эксперты провели совещание по рассмотрению культурной значимости пунктов опросника для российских пациентов. Затем, окончательная версия была проверена на группе пациентов. Так, 303 пациента со стабильной ИБС, проходивших амбулаторное лечение в кардиологическом отделении в период с апреля по ноябрь 2021 года, были оценены с помощью CADE-Q II. Проводилась оценка следующих психометрических показателей: подтверждающий факторный анализ, внутренняя согласованность (оцененная с помощью коэффициента надёжности Кронбаха), ретестовая надежность и критериальная валидность.

Результаты. После окончания перевода, редакции и культурной адаптации, 30 пациентам потребовалось 30 минут, чтобы заполнить CADE-Q II во время пилотного теста. Анкета была понятна всем участникам опроса. Факторный анализ (критерий Кайзера-Мейера-Олкина =0,692, критерий сферичности Бартлетта <0,05) выявил четыре фактора, все из которых внутренне непротиворечивы и соответствуют исходной версии опросника. Показатели коэффициента надёжности Кронбаха варьировались от 0,61 до 0,88, а ретестовая надежность составляла 0,81. Достоверность критерия была подтверждена значительными различиями в сумме баллов CADE-Q II в зависимости от уровня образования участников и корреляцией между баллами CADE-Q II и опросником способности к самопомощи The Self Care of Coronary Heart Disease Inventory (r=0,251, p<0,05).

Заключение. Русскоязычная версия CADE-Q II показала достаточную надежность для оценки уровня знаний о заболеваниях у пациентов с ХКС в России.

Об авторах

А. И. Ласкова
Волгоградский государственный медицинский университет; Волгоградский областной клинический кардиологический центр
Россия

Волгоград.


Конфликт интересов:

Нет



G. L. M. Ghisi
Программа сердечно-сосудистой профилактики и реабилитации, Институт реабилитации Торонто, Университетская сеть здравоохранения
Канада

Торонто.


Конфликт интересов:

Нет



Ю. М. Лопатин
Волгоградский государственный медицинский университет; Волгоградский областной клинический кардиологический центр
Россия

Волгоград.


Конфликт интересов:

Нет



Список литературы

1. Mampuya WM. Cardiac rehabilitation past, present and future: an overview. Cardiovasc Diagn Ther. 2012;2(1):38-49. doi:10.3978/j.issn.2223-3652.2012.01.02.

2. Mendell J, Bates J, Banner-Lukaris D, et al. What Do Patients Talk About? A Qualitative Analysis of Online Chat Sessions with Health Care Specialists During a “Virtual” Cardiac Rehabilitation Program. Telemed J E Health. 2019;25(1):71-8. doi:10.1089/tmj.2017.0206.

3. Усачева Е. В., Нелидова А. В., Куликова О. М., Флянку И. П. Смертность трудоспособного населения России от сердечно-сосудистых заболеваний. Гигиена и санитария. 2021;100(2):159-65. doi:10.47470/0016-9900-2021-100-2-159-165.

4. Knuuti J, Wijns W, Saraste A, et al. 2019 ESC Guidelines for the diagnosis and management of chronic coronary syndromes. Eur Heart J. 2020;41(3):407-77. doi:10.1093/eurheartj/ehz425.

5. Piepoli MF, Hoes AW, Agewall S, et al. 2016 European Guidelines on cardiovascular disease prevention in clinical practice: The Sixth Joint Task Force of the European Society of Cardiology and Other Societies on Cardiovascular Disease Prevention in Clinical Practice (constituted by representatives of 10 societies and by invited experts) Developed with the special contribution of the European Association for Cardiovascular Prevention & Rehabilitation (EACPR). Eur Heart J. 2016;37(29):2315-81. doi:10.1093/eurheartj/ehw106.

6. Korzeniowska-Kubacka I, Bilinska M, Piotrowska D, et al. Impact of exercise-based cardiac rehabilitation on attitude to the therapy, aims in life and professional work in patients after myocardial infarction. Med Pr. 2019;70(1):1-7. doi:10.13075/mp.5893.00701.

7. Boyde M, Turner C, Thompson DR, Stewart S. Educational interventions for patients with heart failure: a systematic review of randomized controlled trials. J Cardiovasc Nurs. 2011;26(4):E27-35. doi:10.1097/JCN.0b013e3181ee5fb2.

8. Francis T, Kabboul N, Rac V, et al. The Effect of Cardiac Rehabilitation on Health-Related Quality of Life in Patients With Coronary Artery Disease: A Meta-analysis. Can J Cardiol. 2019;35(3):352-64. doi:10.1016/j.cjca.2018.11.013.

9. Kabboul NN, Tomlinson G, Francis TA, et al. Comparative Effectiveness of the Core Components of Cardiac Rehabilitation on Mortality and Morbidity: A Systematic Review and Network Meta-Analysis. J Clin Med. 2018;7(12):514. doi:10.3390/jcm7120514.

10. Bertelsen JB, Dehbarez NT, Refsgaard J, et al. Shared care versus hospital-based cardiac rehabilitation: a cost-utility analysis based on a randomised controlled trial. Open Heart. 2018;5(1):e000584. doi:10.1136/openhrt-2016-000584.

11. Awad A, Al-Nafisi H. Public knowledge of cardiovascular disease and its risk factors in Kuwait: a cross-sectional survey. BMC Public Health. 2014;14:1131. doi:10.1186/1471-2458-14-1131.

12. Turk-Adawi K, Supervia M, Lopez-Jimenez F, et al. Cardiac Rehabilitation Availability and Density around the Globe. EClinicalMedicine. 2019;13:31-45. doi:10.1016/j.eclinm.2019.06.007.

13. Ghisi GL, Santos RZ, Schveitzer V, et al. Development and validation of the Brazilian Portuguese version of the Cardiac Rehabilitation Barriers Scale. Arq Bras Cardiol. 2012;98(4):344-51. English, Portuguese. doi:10.1590/s0066-782x2012005000025.

14. de Melo Ghisi GL, Grace SL, Thomas S, et al. Healthcare providers' awareness of the information needs of their cardiac rehabilitation patients throughout the program continuum. Patient Educ Couns. 2014;95(1):143-50. doi:10.1016/j.pec.2013.12.020.

15. Bonin CD, Santos RZ, Ghisi GL, et al. Construction and validation of a questionnaire about heart failure patients' knowledge of their disease. Arq Bras Cardiol. 2014;102(4):364-73. doi:10.5935/abc.20140032.

16. Ghisi GL, Grace SL, Thomas S, et al. Development and psychometric validation of the second version of the Coronary Artery Disease Education Questionnaire (CADE-Q II). Patient Educ Couns. 2015;98(3):378-83. doi:10.1016/j.pec.2014.11.019.

17. Wild D, Grove A, Martin M, et al.; ISPOR Task Force for Translation and Cultural Adaptation. Principles of Good Practice for the Translation and Cultural Adaptation Process for Patient-Reported Outcomes (PRO) Measures: report of the ISPOR Task Force for Translation and Cultural Adaptation. Value Health. 2005;8(2):94-104. doi:10.1111/j.1524-4733.2005.04054.x.

18. Ware JE Jr. SF-36 health survey update. Spine (Phila Pa 1976). 2000;25(24):3130-9. doi:10.1097/00007632-200012150-00008.

19. Spertus JA, Winder JA, Dewhurst TA, et al. Development and evaluation of the Seattle Angina Questionnaire: a new functional status measure for coronary artery disease. J Am Coll Cardiol. 1995;25(2):333-41. doi:10.1016/0735-1097(94)00397-9.

20. Кабаргина А. И., Лопатин Ю. М. Валидность и надежность русскоязычной версии опросника способности к самопомощи “The Self-Care of Coronary Heart Disease Inventory” при хронических коронарных синдромах. Российский кардиологический журнал. 2020;25(9):3961. doi:10.15829/1560-4071-2020-3961.

21. Herrero MJ, Blanch J, Peri JM, et al. A validation study of the hospital anxiety and depression scale (HADS) in a Spanish population. Gen Hosp Psychiatry. 2003;25(4):277-83. doi:10.1016/s0163-8343(03)00043-4.

22. Ullman JB, Bentler PM. Structural equation modeling. In: Alice F Healy RWP. Handbook of Psychology, Volume 4: Experimental Psychology. 2005:661-90. ISBN: 9780471392620.

23. Dancey CP, Reidy J. Statistics without maths for psychology. Pearson education. 2007. ISBN: 0273726021.

24. Santos RZD, Ghisi GLM, Bonin CDB, et al. Validation of the Brazilian Version of CADE-Q II to Assess Knowledge of Coronary Artery Disease Patients. Arq Bras Cardiol. 2019;112(1):78-84. doi:10.5935/abc.20180244.

25. Chen Z, Geng J, Wang M, et al. The Chinese version of the Coronary Artery Disease Education Questionnaire-II (CADEQ-II): translation and validation. Patient Prefer Adherence. 2018;12:1587-96. doi:10.2147/PPA.S176639.

26. Gazmararian JA, Williams MV, Peel J, Baker DW. Health literacy and knowledge of chronic disease. Patient Educ Couns. 2003;51(3):267-75. doi:10.1016/s0738-3991(02)00239-2.

27. Marofi Z, Bandari R, Heravi-Karimooi M, et al. Cultural adoption, and validation of the Persian version of the coronary artery disease education questionnaire (CADE-Q): a second-order confirmatory factor analysis. BMC Cardiovasc Disord. 2020;20(1):345. doi:10.1186/s12872-020-01628-5.

28. Miraj SS, Roy RT, Unnikrishnan M, et al. Effect of patient-education on health-related quality of life of diabetic foot ulcer patients in a tertiarycare hospital. Value in Health. 2015;18(7), A621. doi:10.1016/j.jval.2015.09.2174.

29. Leino-Kilpi H, Johansson K, Heikkinen K, et al. Patient education and health-related quality of life: surgical hospital patients as a case in point. J Nurs Care Qual. 2005;20(4):307-16; quiz 317-8. doi:10.1097/00001786-200510000-00005.

30. MarHnez-Miranda P, Casuso-Holgado MJ, Jesus Jimenez-Rejano J. Effect of patient education on quality-of-life, pain and fatigue in breast cancer survivors: A systematic review and meta-analysis. Clin Rehabil. 2021;35(12):1722-42. doi:10.1177/02692155211031081.

31. Chaves GSS, Lima de Melo Ghisi G, Britto RR, Grace SL. Maintenance of Gains, Morbidity, and Mortality at 1 Year Following Cardiac Rehabilitation in a Middle-Income Country: A Wait-List Control Crossover Trial. J Am Heart Assoc. 2019;8(4):e011228. doi:10.1161/JAHA.118.011228.

32. Ghisi GLM, Rouleau F, Ross MK, et al. Effectiveness of an Education Intervention Among Cardiac Rehabilitation Patients in Canada: A Multi-Site Study. CJC Open. 2020;2(4):214-21. doi:10.1016/j.cjco.2020.02.008.

33. Ghisi GL, Abdallah F, Grace SL, et al. A systematic review of patient education in cardiac patients: do they increase knowledge and promote health behavior change? Patient Educ Couns. 2014;95(2):160-74. doi:10.1016/j.pec.2014.01.012.

34. Ghisi GLM, Chaves GSS, Ribeiro AL, et al. Comprehensive Cardiac Rehabilitation Effectiveness in a Middle-Income Setting: A RANDOMIZED CONTROLLED TRIAL. J Cardiopulm Rehabil Prev. 2020;40(6):399-406. doi:10.1097/HCR.0000000000000512.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Ласкова А.И., Ghisi G.L., Лопатин Ю.М. Перевод, кросс-культурная адаптация и валидация психометрических показателей русскоязычной версии опросника уровня знаний об ишемической болезни сердца CADE-Q II у пациентов с хроническими коронарными синдромами. Российский кардиологический журнал. 2022;27(6):5049. https://doi.org/10.15829/1560-4071-2022-5049

For citation:


Laskova A.I., Ghisi G.L., Lopatin Yu.M. Translation, Cross-Cultural Adaptation, and Psychometric Validation of the Russian Coronary Artery Disease Education Questionnaire II (CADE-Q II) in chronic coronary syndrome patients. Russian Journal of Cardiology. 2022;27(6):5049. https://doi.org/10.15829/1560-4071-2022-5049

Просмотров: 108


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1560-4071 (Print)
ISSN 2618-7620 (Online)