Перейти к:
Клинические аспекты оценки высокочувствительного тропонина T после операции аортокоронарного шунтирования
https://doi.org/10.15829/1560-4071-2022-5019
Аннотация
Для диагностики инфаркта миокарда во время кардиохирургических операций предложены различные пороги для высокочувствительных тропонинов (Тн). Однако, как показывают исследования, реальные пороги могут быть значительно выше. Остаются неизученными факторы, связанные с нарастанием Тн после аортокоронарного шунтирования (АКШ) и взаимосвязь данного маркера с результатами эхокардиографии.
Цель. Определить клиническую значимость высокочувствительного ТнТ после операции АКШ.
Материал и методы. Исследование выполнено с участием 50 пациентов после операции АКШ. До и после операции выполнялся анализ крови на высокочувствительный ТнТ (анализатор Cobas E411) и эхокардиография с определением конечно-систолического, конечно-диастолического объема левого желудочка и фракции выброса.
Результаты. Перед операцией у 21 (42%) пациента показатель маркера был выше верхней границы нормы (ВГН), максимум в 5,9 раз. После операции у 23 (46%) пациентов наблюдалось более чем 10-кратное, у 2 (4%) пациентов — более чем 35-кратное превышение относительно ВГН. При использовании искусственного кровообращения и кардиоплегии у всех пациентов показатели ТнТ в 10 и более раз превышали ВГН, что статистически значимо больше (p=0,003 и p=0,018, соответственно), чем у пациентов после операции на работающем сердце. Выявлена средняя положительная корреляция между количеством шунтов и концентрацией ТнТ после операции (r=0,40; p=0,004). В то же время, связь с продолжительностью операции несущественна (r=0,19; p=0,191). После операции наблюдалось умеренное снижение конечно-диастолического объема в среднем на 7,4 мл (p<0,001), снижение конечно-систолического объема на 3,5 мл (p=0,007) и повышение фракции выброса на 2,2% (p=0,020). Динамика данных показателей никак не коррелирует с показателем ТнТ после операции (|r|<0,2; p>0,05). Заключение. Высокочувствительный ТнT может изменяться в зависимости от тактики операции, вследствие чего отражает ишемическое повреждение миокарда, непосредственно связанное с хирургическими манипуляциями. Данное повышение маркера не является клинически значимым. Оценка высокочувствительного ТнТ без учета других методов исследования не может быть использована для дифференцированного подхода в определении периоперационного инфаркта миокарда и использоваться для принятия клинических решений у пациентов после АКШ.
Для цитирования:
Семенюта В.В., Мыссыев М., Сотников А.В., Яковлев Д.А., Эльмаджи Р.В., Битиева А.М., Доленко О.В. Клинические аспекты оценки высокочувствительного тропонина T после операции аортокоронарного шунтирования. Российский кардиологический журнал. 2022;27(8):5019. https://doi.org/10.15829/1560-4071-2022-5019
For citation:
Semenyuta V.V., Myssyyev M., Sotnikov A.V., Yakovlev D.A., Elmadzhi R.V., Bitieva A.M., Dolenko O.V. Clinical aspects of the assessment of high-sensitivity troponin T after coronary artery bypass surgery. Russian Journal of Cardiology. 2022;27(8):5019. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1560-4071-2022-5019
Инфаркт миокарда (ИМ) во время кардиохирургических операций является важным фактором риска избыточной летальности [1][2]. Точная диагностика периоперационного ИМ может позволить своевременно провести необходимые лечебные меры и уменьшить размер зоны инфаркта [3]. Для реализации такого подхода необходимы достоверные и надежные критерии диагностики. В настоящее время достоверные диагностические лабораторные критерии периоперационного повреждения миокарда во время кардиохирургических операций не определены. Рекомендательными документами предложены различные пороги для высокочувствительных тропонинов (Тн) I и T — от >10 до >70 раз выше верхней границы нормы (ВГН) [4][5]. Исследование VISION [6] показало, что такое повышение ТнI в крови в раннем послеоперационном периоде — частое и практически неизбежное явление. Прогностически значимые пороги для ТнI, связанные с избыточным риском, варьируются от 42 до 499 кратного увеличения относительно ВГН. Однако результаты нельзя экстраполировать на ТнT и другие маркеры повреждения миокарда, из-за их разной клинической значимости [7].
Остается открытым вопрос диагностического применения ТнT для определения ИМ после операции аортокоронарного шунтирования (АКШ). Не определены факторы риска значительного нарастания Тн после кардиохирургических операций. Неизвестна взаимосвязь данного показателя с результатами эхокардиографии (ЭхоКГ), вследствие чего отсутствует возможность дифференцировки повреждения миокарда от хирургической травмы.
Цель исследования: определить клиническую значимость высокочувствительного ТнТ после операции АКШ.
Материал и методы
Одноцентровое наблюдательное исследование выполнено с участием 50 пациентов, которым была выполнена операция АКШ. Операция выполнялась на работающем сердце, при необходимости использовалось искусственное кровообращение и холодовая кровяная кардиоплегия. Всем пациентам до и после операции проводился анализ крови на высокочувствительный ТнТ с помощью иммунохимического электрохемилюминесцентного анализатора Cobas E411, ВГН для которого равна 14 пг/мл. До операции и на 7 день после операции всем пациентам выполнялась трансторакальная ЭхоКГ с определением конечно-систолического, конечно-диастолического объема левого желудочка (ЛЖ) и фракции выброса.
Статистический анализ выполнен в программе Statistica 12. Количественные переменные представлены в виде среднего арифметического (Mean), стандартного отклонения (SD) и 95% доверительного интервала, либо в виде медианы и межквартильного интервала (Q1-Q3). Номинальные переменные представлены как абсолютные и относительные частоты. Для оценки статистической значимости различий применялись непараметрические методы анализа: U-критерий Манна-Уитни и W-критерий Вилкоксона. Степень разницы представлена в виде r Коэна и разницы средних. Совместное распределение представлено в виде коэффициента корреляции Спирмена. Порог статистической значимости определен для p<0,05.
Результаты
Средний возраст пациентов составил 63±9 [ 60; 65] лет, среди них было 43 мужчины (86%) и 7 женщин (14%). Коронарное шунтирование у 43 пациентов выполнялось на работающем сердце, у 7 пациентов с использованием аппарата искусственного кровообращения, в т.ч. с тепловой кровяной кардиоплегией у 5 пациентов. Среднее время операции составило 3,7±0,8 [ 3,5; 3,9] ч. В зависимости от атеросклеротического поражения выполнялось шунтирование от 1 (2 пациента) до 4 (16 пациентов) коронарных артерий. Композитный У-образный шунт использовался у 18 пациентов (36%).
Результаты определения ТнТ до и после операции представлены в таблице 1. Перед операцией у 21 (42%) пациента показатель маркера был выше ВГН (максимум в 5,9 раз). После операции у всех пациентов наблюдалось превышение ТнТ относительно ВГН. У 25 (50%) пациентов наблюдалось менее чем 10-кратное, у 23 (46%) пациентов — более чем 10-кратное, и у 2 (4%) пациентов — более чем 35-кратное превышение относительно ВГН.
Таблица 1
Результаты определения ТнТ
Сокращение: ВГН — верхняя граница нормы.
Оценка ТнТ после операции в зависимости от хирургической тактики представлена в таблице 2 и на рисунке 1. При использовании искусственного кровообращения и кардиоплегии у всех пациентов показатели ТнТ в 10 и более раз превышают ВГН, что статистически значимо больше (p=0,003 и p=0,018, соответственно), чем у пациентов после операции на работающем сердце. При шунтировании огибающей артерии наблюдается тенденция к более высокому показателю маркера в крови после операции (p=0,089). Это может быть связано с использованием искусственного кровообращения (в 31% случаев), а также с необходимостью экспозиции сердца для оптимального доступа к целевой артерии, что может сказываться на системной гемодинамике и перфузии миокарда. Также обнаружена тенденция, что концентрация маркера больше при использовании У-образного композитного шунта (p=0,054), который в половине случаев выполнялся при шунтировании огибающей артерии. Шунтирование других артерий не сказывалось значимо на концентрации ТнТ в крови после операции.
Таблица 2
Зависимость ТнT после операции от хирургической тактики
Рис. 1. Зависимость динамики ТнT от тактики операции.
Сокращение: ВГН — верхняя граница нормы.
Выявлена средняя положительная корреляция между количеством шунтов и концентрацией ТнТ после операции (r=0,40; p=0,004). В то же время связь с продолжительностью операции несущественна (r=0,19; p=0,191). После операции у пациентов наблюдается умеренная статистически значимая динамика ЭхоКГ показателей функции ЛЖ (табл. 3, рис. 2). Наблюдается снижение конечно-диастолического объема в среднем на 7,4 мл (p<0,001), снижение конечно-систолического объема на 3,5 мл (p=0,007) и повышение фракции выброса на 2,2% (p=0,020). Причем динамика данных показателей никак не коррелирует с показателем ТнТ после операции (табл. 4).
Таблица 3
Динамика показателей ЭхоКГ
Сокращения: ЛЖ — левый желудочек, SD — standard deviation (стандартное отклонение).
Рис. 2. Динамика ЭхоКГ показателей после операции.
Таблица 4
Корреляционный анализ между показателем ТнТ и динамикой показателей ЭхоКГ
Сокращение: ЛЖ — левый желудочек.
Обсуждение
Ряд исследователей ранее показали, что высокочувствительные ТнI и ТнT не могут расцениваться как взаимозаменяемые маркеры [8]. Сердечные Тн слабо коррелируют между собой и различным образом связаны с сердечно-сосудистыми рисками. Как отмечается, ТнI в большей степени связан с рисками сердечно-сосудистой смертности [9], в то время как ТнT связан также и с общей смертностью [10][11]. В медицинских организациях могут использоваться разные анализаторы, что, в свою очередь, требует дифференцированного подхода к интерпретации результатов анализа [7].
В нашем исследовании пороги ТнT, рекомендованные в консенсусных заявлениях (>10 и ≥35 раз выше ВГН) [4][5], были превышены у 46% и 4% пациентов, соответственно, что значительно отличается от результатов других исследований. В исследовании VISION ТнI был превышен у 97,5% и 89,4% пациентов, соответственно, в течение первого дня после операции. Это в очередной раз показывает разницу в клиническом использовании различных высокочувствительных Тн.
Показатели ТнТ значимо отличались только при проведении сеанса искусственного кровообращения, в т.ч. с кардиоплегией, а также имели более высокие значения с увеличением количества шунтируемых артерий. Показатель отношения ТнТ после операции к ВГН не связан с динамикой основных ЭхоКГ показателей функции ЛЖ, не зависит от выбора артерий для шунтирования и от продолжительности операции.
Следовательно, показатели высокочувствительных Тн и рекомендованные пороговые значения превышения относительно ВГН не могут интерпретироваться равнозначно для ТнI и ТнT. Оценка маркеров изолированно без учета клинико-инструментальных данных, в особенности, ЭхоКГ, может быть малоинформативной и ненадежной [12]. Как следствие, не следует подходить к дифференцировке хирургической травмы и периоперационного ИМ только на основании высокочувствительных Тн.
Заключение
Высокочувствительный ТнT может изменяться в зависимости от тактики операции, вследствие чего отражает ишемическое повреждение миокарда, непосредственно связанное с хирургическими манипуляциями. Данное повышение маркера не является клинически значимым. Отношение ТнТ к ВГН не коррелирует с динамикой ЭхоКГ показателей и не может являться предиктором дисфункции ЛЖ в раннем послеоперационном периоде. Следовательно, оценка высокочувствительного ТнТ без учета других методов исследования не может быть использована для дифференцированного подхода в определении периоперационного ИМ и использоваться для принятия клинических решений у пациентов после АКШ.
Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.
Список литературы
1. Domanski MJ. Association of Myocardial Enzyme Elevation and Survival Following Coronary Artery Bypass Graft Surgery. JAMA. 2011;305(6):585. doi:10.1001/jama.2011.99.
2. Lurati Buse GA, Koller MT, Grapow M, et al. The prognostic value of troponin release after adult cardiac surgery — a meta-analysis. Eur J Cardiothorac Surg. 2010;37(2):399-406. doi:10.1016/j.ejcts.2009.05.054.
3. de Lemos JA, Jessen M. High-Sensitivity Troponin after Cardiac Surgery — Is the VISION Any Clearer? N Engl J Med. 2022;386(9):890-1. doi:10.1056/NEJMe2119016.
4. Garcia-Garcia HM, McFadden EP, Farb A, et al. Standardized End Point Definitions for Coronary Intervention Trials. Eur Heart J. 2018;39(23):2192-207. doi:10.1093/eurheartj/ehy223.
5. Thygesen K, Alpert JS, Jaffe AS, et al. Fourth universal definition of myocardial infarction (2018). Eur Heart J. 2019;40(3):237-69. doi:10.1093/eurheartj/ehy462.
6. Devereaux PJ, Lamy A, Chan MTV, et al. High-Sensitivity Troponin I after Cardiac Surgery and 30-Day Mortality. N Engl J Med. 2022;386(9):827-36. doi:10.1056/NEJMoa2000803.
7. Apple FS, Sandoval Y, Jaffe AS, Ordonez-Llanos J. Cardiac Troponin Assays: Guide to Understanding Analytical Characteristics and Their Impact on Clinical Care. Clin Chem. 2017;63(1):73-81. doi:10.1373/clinchem.2016.255109.
8. Kimenai DM, Henry RM, van der Kallen CJ, et al. Direct comparison of clinical decision limits for cardiac troponin T and I. Heart. 2016;102(8):610-6. doi:10.1136/heartjnl-2015-308917.
9. Шальнова С. А., Драпкина О. М., Концевая А. В. и др. Пилотный проект по изучению ассоциации тропонина I с сердечно-сосудистыми осложнениями в популяции российского региона. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2021;20(5):2980. doi:10.15829/17288800-2021-2980.
10. Welsh P, Preiss D, Shah ASV, et al. Comparison between High-Sensitivity Cardiac Troponin T and Cardiac Troponin I in a Large General Population Cohort. Clin Chem. 2018;64(11):1607-16. doi:10.1373/clinchem.2018.292086.
11. Welsh P, Preiss D, Hayward C, et al. Cardiac Troponin T and Troponin I in the General Population. Circulation. 2019;139(24):2754-64. doi:10.1161/CIRCULATIONAHA.118.038529.
12. Schneider U, Mukharyamov M, Beyersdorf F, et al. The value of perioperative biomarker release for the assessment of myocardial injury or infarction in cardiac surgery. Eur J Cardio-Thoracic Surg. 2022;61(4):735-41. doi:10.1093/ejcts/ezab493.
Об авторах
В. В. СеменютаРоссия
Вячеслав Владимирович Семенюта — врач сердечно-сосудистый хирург.
Санкт-Петербург
Конфликт интересов:
Конфликт интересов не заявляется
М. Мыссыев
Россия
Мустапа Мыссыев — врач сердечно-сосудистый хирург.
Санкт-Петербург
Конфликт интересов:
Конфликт интересов не заявляется
А. В. Сотников
Россия
Артем Владимирович Сотников — кандидат медицинских наук, врач сердечно-сосудистый хирург.
Санкт-Петербург
Конфликт интересов:
Конфликт интересов не заявляется
Д. А. Яковлев
Россия
Дмитрий Александрович Яковлев — врач сердечно-сосудистый хирург.
Санкт-Петербург
Конфликт интересов:
Конфликт интересов не заявляется
Р. В. Эльмаджи
Россия
Роман Викторович Эльмаджи — врач сердечно-сосудистый хирург.
Санкт-Петербург
Конфликт интересов:
Конфликт интересов не заявляется
А. М. Битиева
Россия
Анна Мурмоновна Битиева — врач-кардиолог.
Санкт-Петербург
Конфликт интересов:
Конфликт интересов не заявляется
О. В. Доленко
Россия
Ольга Вячеславовна Доленко — врач сердечнососудистый хирург.
Санкт-Петербург
Конфликт интересов:
Конфликт интересов не заявляется
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Семенюта В.В., Мыссыев М., Сотников А.В., Яковлев Д.А., Эльмаджи Р.В., Битиева А.М., Доленко О.В. Клинические аспекты оценки высокочувствительного тропонина T после операции аортокоронарного шунтирования. Российский кардиологический журнал. 2022;27(8):5019. https://doi.org/10.15829/1560-4071-2022-5019
For citation:
Semenyuta V.V., Myssyyev M., Sotnikov A.V., Yakovlev D.A., Elmadzhi R.V., Bitieva A.M., Dolenko O.V. Clinical aspects of the assessment of high-sensitivity troponin T after coronary artery bypass surgery. Russian Journal of Cardiology. 2022;27(8):5019. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1560-4071-2022-5019