Городское пространство и физическая активность — фактор риска болезней системы кровообращения
https://doi.org/10.15829/1560-4071-2019-9-71-77
Аннотация
Недостаточность физической активности (ФА) рассматривается в качестве одного из факторов риска целого ряда хронических неинфекционных заболеваний. Малоподвижный образ жизни значительной части населения развитых стран, наряду с недостаточной эффективностью традиционных инструментов стимулирования ФА населения, обусловливают интерес здравоохранения к оптимизации городского пространства как популяционного инструмента увеличения физической активности. В России исследования в данной области крайне малочисленны, что определяет цель настоящего обзора: освещение зарубежных результатов реализации практических концепций и программам оптимизации городского пространства, а также проспективных исследований, демонстрирующих наиболее доказательные причинно-следственные зависимости изменения уровней ФА населения. Постулируемая в России в последнее десятилетие необходимость переноса “центра тяжести” отечественного здравоохранения с лечения имеющихся заболеваний на их профилактику, определяет научный интерес к факторам риска, условиям их формирования и возможным путям реализации. В связи с этим, результаты подобных тематик будут востребованы отечественным здравоохранением, что потребует проведение собственных российских исследований, с учетом зарубежного опыта.
Ключевые слова
Об авторах
С. А. МаксимовРоссия
Максимов Сергей Алексеевич — доктор медицинских наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории эпидемиологии сердечнососудистых заболеваний
Кемерово
Н. В. Федорова
Россия
Федорова Наталья Васильевна — кандидат медицинских наук, научный сотрудник лаборатории патофизиологии мультифокального атеросклероза
Кемерово
Г. В. Артамонова
Россия
Артамонова Галина Владимировна — доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела оптимизации медицинской помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях, заместитель директора по научной работе
Кемерово
Список литературы
1. Hallal PC, Andersen LB, Bull FC, et al. Global physical activity levels: Surveillance progress, pitfalls, and prospects. Lancet. 2012:380(9838):247-57. doi:10.1016/S01406736(12)60646-1.
2. Milton K, Macniven R, Bauman A. Review of the epidemiological evidence for physical activity and health from lowand middle-income countries. Glob Public Health. 2014;9(4):369-81. doi:10.1080/17441692.2014.894548.
3. Beaglehole R, Bonita R, Horton R, et al. Priority actions for the non-communicable disease crisis. Lancet. 2011;377(9775):1438-47. doi:10.1016/S0140-6736(11)60393-0.
4. Прокофьева А. В., Лебедева-Невсеря Н. А. Формирование здоровьеориентированного городского пространства как способ управления рисками здоровью населения. Анализ риска здоровью. 2018;3:144-53. doi:10.21668/health.risk/2018.3.16.
5. Павлова И. Д. Пространственная многокритериальная оценка улично-дорожной сети как метод определения комфортности велосипедной поездки. Урбанистика. 2018;2:1-11. doi:10.7256/2310-8673.2018.2.25302.
6. Lu Y, Gou Z, Xiao Y. et al. Do Transit-Oriented Developments (TODs) and established urban neighborhoods have similar walking levels in Hong Kong? Int J Environ Res Public Health. 2018;15(3):E555. doi:10.3390/ijerph15030555.
7. Ewing R, Cervero R. Travel and the built environment. J Am Plann Assoc. 2010;76(3):265-94.
8. Lee C, Moudon AV. The 3Ds + R: Quantifying land use and urban form correlates of walking. Transp Res D Transp Environ. 2006;11(3):204-15. doi:10.1016/j.trd.2006.02.003.
9. Xue CQ, Zou H, Li B, Hui KC. The shaping of early Hong Kong: Transplantation and adaptation by the British professionals, 1841-1941. Plan Perspect. 2012;27(4):549-68. doi:10.1080/02665433.2012.705124.
10. Langlois M, Wasfi RA, Ross NA, El-Geneidy AM. Can transit-oriented developments help achieve the recommended weekly level of physical activity? J Transp Health. 2016;3(2):181-90. doi:10.1016/j.jth.2016.02.006.
11. Cervero R, Day J. Suburbanization and transit-oriented development in China. Transp Policy. 2008;15(5):315-23. doi:10.1016/j.tranpol.2008.12.011.
12. Department of Infrastructure and transport. Walking, riding and access to public transport: supporting active travel in Australian communities. Canberra: Commonwealth of Australia; 2013. https://infrastructure.gov.au/infrastructure/pab/active_transport/files/infra1874_mcu_active_travel_report_final.pdf (09 April 2019).
13. Department for Transport. Cycling and walking investment strategy. London, UK: Department for Transport; 2017. https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/603527/cycling-walking-investmentstrategy.pdf (09 April 2019).
14. Becerra JM, Reis RS, Frank LD, et al. Transport and health: a look at three Latin American cities. Cad Saude Publica. 2013;29(4):654-66.
15. Bornstein DB, Pate RR, Pratt M. A review of the national physical activity plans of six countries. J Phys Act Health. 2009;6(Suppl 2):S245-64.
16. Stevenson M, Thompson J, de Sa TH et al. Land use, transport, and population health: estimating the health benefits of compact cities. Lancet. 2016;388(10062):2925-35. doi:10.1016/S0140-6736(16)30067-8.
17. Smith M, Hosking J, Woodward A et al. Systematic literature review of built environment effects on physical activity and active transport — an update and new findings on health equity. Int J Behav Nutr Phys Act. 2017;14(1):158. doi:10.1186/s12966-017-0613-9.
18. West ST, Shores KA. Does building a greenway promote physical activity among proximate residents? Journal of Physical Activity and Health. 2015;12(1):52-7. doi:10.1123/jpah.2012-0411.
19. Clark S, Bungum T, Shan G, et al. The effect of a trail use intervention on urban trail use in southern Nevada. Prev Med. 2014;67(Suppl 1):S17-20. doi:10.1016/j.ypmed.2014.04.027.
20. Dill J, McNeil N, Broach J, Ma L. Bicycle boulevards and changes in physical activity and active transportation: findings from a natural experiment. Prev Med. 2014;69(Suppl 1):S74-8. doi:10.1016/j.ypmed.2014.10.006.
21. Mayne SL, Auchincloss AH, Michael YL. Impact of policy and built environment changes on obesity-related outcomes: a systematic review of naturally occurring experiments. Obes Rev. 2015;16(5):362-75. doi:10.1111/obr.12269.
22. Goodman A, Sahlqvist S, Ogilvie D. New walking and cycling routes and increased physical activity: Oneand 2-year findings from the UK iConnect study. American Journal of Public Health. 2014;104(9):e38-e46. doi:10.2105/AJPH.2014.302059.
23. Fraser SD, Lock K. Cycling for transport and public health: a systematic review of the effect of the environment on cycling. Eur J Public Health. 2011;21(6):738-43. doi:10.1093/eurpub/ckq145.
24. Yang L, Sahlqvist S, McMinn A et al. Interventions to promote cycling: systematic review. BMJ. 2010;341:c5293. doi:10.1136/bmj.c5293.
25. Pucher J, Buehler R, Seinen M. Bicycling renaissance in North America? An update and re-appraisal of cycling trends and policies. Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2011;45(6):451-75. doi:10.1016/j.tra.2011.03.001.
26. Jensen WA, Brown BB, Smith KR, et al. Active Transportation on a Complete Street: Perceived and Audited Walkability Correlates. Int J Environ Res Public Health. 2017;14(9):E1014. doi:10.3390/ijerph14091014.
27. Brown BB, Smith KR, Tharp D, et al. A Complete Street Intervention for Walking to Transit, Nontransit Walking, and Bicycling: A Quasi-Experimental Demonstration of Increased Use. J Phys Act Health. 2016;13(11):1210-9. doi:10.1123/jpah.2016-0066.
28. National Complete Streets Coalition Policy Atlas, 2014. http://www.smartgrowthamerica.org/complete-streets/changing-policy/complete-streets-atlas (22 May 2018).
29. Lawless P, Foden M, Wilson I, Beatty C. Understanding area-based regeneration: the New Deal for Communities Programme in England. Urban Stud. 2010;47(2):257-75. doi:10.1177/0042098009348324.
30. Lawless P, Beatty C. Exploring change in local regeneration areas: evidence from the New Deal for Communities programme in England. Urban Stud. 2012;50(5):942-58. doi:10.1177/0042098012458005.
31. Adams EJ, Cavill N, Sherar LB. Evaluation of the implementation of an intervention to improve the street environment and promote walking for transport in deprived neighborhoods. BMC Public Health. 2017;17(1):655. doi:10.1186/s12889-0174637-5.
32. Adams EJ, Cavill N. Engaging communities in changing the environment to promote transport-related walking: evaluation of route use in the ‘fitter for walking’ project. J Transport Health. 2015;2(4):580-94. doi:10.1016/j.jth.2015.09.002.
33. Veitch J, Ball K, Crawford D, et al. Park improvements and park activity: a natural experiment. Am J Prev Med. 2012;42(6):616-9. doi:10.1016/j.amepre.2012.02.015.
34. Veitch J, Salmon J, Crawford D, et al. The REVAMP natural experiment study: the impact of a play-scape installation on park visitation and park-based physical activity. Int J Behav Nutr Phys Act. 2018;15(1):10. doi:10.1186/s12966-017-0625-5.
35. Ranchod YK, Diez Roux AVD, Evenson KR, et al. Longitudinal associations between neighborhood recreational facilities and change in recreational physical activity in the multi-ethnic study of atherosclerosis, 2000-2007. Am J Epi. 2014;179(3):335-43. doi:10.1093/aje/kwt263.
36. Cohen DA, Han B, Isacoff J, et al. Impact of park renovations on park use and park-based physical activity. J Phys Act Health. 2015;12(2):289-95. doi:10.1123/jpah.2013-0165.
37. Slater S, Pugach O, Lin WT, Bontu A. If you build it will they come? Does involving community groups in playground renovations affect park utilization and physical activity? Environ Behav. 2016;48(1):246-65. doi:10.1177/0013916515614368.
38. Cohen DA, Marsh T, Williamson S, et al. Impact and cost-effectiveness of family fitness zones: a natural experiment in urban public parks. Health Place 2012;18(1):39-45. doi:10.1016/j.healthplace.2011.09.008.
39. Cohen DA, Golinelli D, Williamson S, et al. Effects of park improvements on park use and physical activity: policy and programming implications. Am J Prev Med. 2009;37(6):47580. doi:10.1016/j.amepre.2009.07.017.
40. Hunter RF, Christian H, Veitch J, et al. The impact of interventions to promote physical activity in urban green space: a systematic review and recommendations for future research. Soc Sci Med. 2015;124:246-56. doi:10.1016/j.socscimed.2014.11.051.
41. Tester J, Baker R. Making the playfields even: evaluating the impact of an environmental intervention on park use and physical activity. Prev Med. 2009;48(4):316-20. doi:10.1016/j.ypmed.2009.01.010.
42. Cohen DA, Han B, Derose KP, et al. Physical activity in parks: a randomized controlled trial using community engagement. Am J Prev Med. 2013;45(5):590-7. doi:10.1016/j.amepre.2013.06.015.
43. Burgoyne L, Coleman R, Perry IJ. Walking in a city neighborhood, paving the way. Journal of Public Health. 2007;29(3):222-9. doi:10.1093/pubmed/fdm027.
44. Cavill N, Kahlmeier S, Rutter H, et al. Economic analyses of transport infrastructure and policies including health effects related to cycling and walking: a systematic review. Transp Policy. 2008;15(5):291-304. doi:10.1016/j.tranpol.2008.11.001.
45. Brown V, Diomedi BZ, Moodie M, et al. A systematic review of economic analyses of active transport interventions that include physical activity benefits. Transp Policy. 2016;45:190208. doi:10.1016/j.tranpol.2015.10.003.
Рецензия
Для цитирования:
Максимов С.А., Федорова Н.В., Артамонова Г.В. Городское пространство и физическая активность — фактор риска болезней системы кровообращения. Российский кардиологический журнал. 2019;(9):71-77. https://doi.org/10.15829/1560-4071-2019-9-71-77
For citation:
Maksimov S.A., Fedorova N.V., Artamonova G.V. Urban space and physical activity are a risk factor for cardiovascular diseases. Russian Journal of Cardiology. 2019;(9):71-77. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1560-4071-2019-9-71-77