Перейти к:
Экономика профилактики сердечно-сосудистых заболеваний в Российской Федерации
https://doi.org/10.15829/1560-4071-2023-5521
EDN: KNLBZO
Аннотация
Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) являются ведущей угрозой для здоровья населения Российской Федерации (РФ), занимая первое место среди причин смерти. Демонстрация экономического ущерба ССЗ является обоснованием целесообразности инвестиций в профилактику и лечение. Экономический ущерб ССЗ в 2016г в РФ составил 2,7 трлн руб., что эквивалентно 3,2% внутреннего валового продукта (ВВП). В структуре ущерба по заболеваниям лидирующие позиции занимает ишемическая болезнь сердца — 1 трлн руб. или 1,3% ВВП, свыше 560 млрд руб. приходится на цереброваскулярные заболевания, свыше 424 млрд руб. и 213,2 млрд руб. — на инсульт и инфаркт миокарда, соответственно. Оценка мер профилактики ССЗ является непростой задачей (эффект развивается через значительный промежуток времени, на эффект могут повлиять различные процессы, невозможность провести рандомизированные контролируемые исследования). Результаты анализа для РФ показали, что потенциальный экономический эффект для российской экономики от реализации пакетов мер борьбы против табака, вредного употребления алкоголя, мер по снижению потребления соли и повышению физической активности составит 8,1 трлн руб. в виде прироста производительности труда за 15 лет (что эквивалентно 7,8% ВВП в 2018г), при этом большая часть эффекта будет связана с предотвращением случаев смерти по причине ССЗ. Анализ экономического ущерба ССЗ и экономического эффекта мер профилактики и лечения позволяет обосновать целесообразность инвестиций и является важным этапом принятия обоснованных решений.
Ключевые слова
Для цитирования:
Концевая А.В., Муканеева Д.К., Игнатьева В.И., Анциферова А.А., Драпкина О.М. Экономика профилактики сердечно-сосудистых заболеваний в Российской Федерации. Российский кардиологический журнал. 2023;28(9):5521. https://doi.org/10.15829/1560-4071-2023-5521. EDN: KNLBZO
For citation:
Kontsevaya A.V., Mukaneeva D.K., Ignatieva V.I., Antsiferova A.A., Drapkina O.M. Economics of cardiovascular prevention in the Russian Federation. Russian Journal of Cardiology. 2023;28(9):5521. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1560-4071-2023-5521. EDN: KNLBZO
Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) в течение многих лет являются ведущей угрозой для здоровья населения Российской Федерации (РФ), занимая первое место среди причин смерти и лишь незначительно уступая онкологическим заболеваниям как причина инвалидности [1].
Выстраивание четкой системы социально-экономических аргументов для лиц, принимающих решения в правительстве и разных секторах экономики, — важная часть работы, которая будет способствовать укреплению межсекторального сотрудничества, внедрению мер популяционной профилактики и улучшению здоровья населения.
Экономический ущерб от ССЗ
Демонстрация экономического ущерба от ССЗ является обоснованием целесообразности инвестиций в профилактику и лечение. Экономический ущерб от ССЗ представляет собой айсберг, видимая часть которого — это легко рассчитываемые затраты системы здравоохранения, а скрытая — это потери в экономике, которые кратно превышают прямые затраты (рис. 1).
Компоненты экономического ущерба, обусловленного ССЗ, представлены на рисунке 2. Прямые затраты, которые представляют собой верхушку айсберга, включают затраты системы здравоохранения на оказание медицинской помощи и развитие инфраструктуры, затраты других государственных систем, такие как выплаты пенсий по инвалидности и затраты пациентов, их семей, включая затраты, например, на лекарственные препараты или транспортные расходы, связанные с доставкой к месту лечения. Кроме прямых затрат выделяют также непрямые потери в экономике, связанные преимущественно со снижением производительности труда, а также самые сложные для оценки неосязаемые затраты, связанные с ограничением карьерного роста и другими сложноизмеримыми явлениями, вследствие чего эти затраты крайне редко включаются в расчеты.
Эксперты ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России провели серию исследований по оценке экономического ущерба ССЗ и их факторов риска (ФР). Так, в исследовании всей совокупности ССЗ [2] ущерб в 2016г в РФ составил 2,7 трлн руб., что эквивалентно 3,2% внутреннего валового продукта (ВВП). В структуре ущерба по заболеваниям лидирующие позиции занимает ишемическая болезнь сердца — 1 трлн руб. или 1,3% ВВП, свыше 560 млрд руб. приходится на цереброваскулярные заболевания, свыше 424 млрд руб. и 213,2 млрд руб. — на инсульт и инфаркт миокарда, соответственно.
Затраты на оказание медицинской и социальной помощи (прямые затраты) составляют меньшую долю экономического бремени ССЗ, всего 8,8% (240,6 млрд руб.), более чем 90% (2,5 трлн руб.) составляют потери для экономики страны, связанные с преждевременной смертностью и прекращением работы вследствие временной утраты трудоспособности и инвалидности. Структура экономического ущерба от ССЗ в целом и по нозологиям представлена на рисунке 3.
При этом можно предположить, что затраты, обусловленные преждевременной утратой производительности, были только частично учтены в описанном выше исследовании. Инвалидизация вследствие ССЗ наносит ущерб не только за счет влияния на пациентов, непосредственно занятых в экономике, но и за счет роста потребности в уходе и посторонней помощи всей популяции пациентов. Как правило, основная нагрузка по осуществлению помощи и ухода ложится на более молодых родственников, продолжающих работать, что в свою очередь приводит к сокращению их участия в экономических процессах [3]. В исследовании, изучавшем затраты, обусловленные хронической сердечной недостаточностью, особенностью которого было преобладание пациентов пожилого возраста, величина затрат, связанных с осуществлением родственного ухода, в среднем на 1 пациента была сопоставима с величиной всего остального экономического ущерба, рассчитанного с позиции государства [4].
Значимость проблемы ССЗ для российского государства отражена в политике здравоохранения, реализуемой в течение последних лет. В рамках "Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024г и на плановый период до 2030г"1 выделен федеральный проект "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями"2, предусматривающий целый ряд мероприятий, направленных на развитие сосудистых центров и сосудистых отделений, а также разработку соответствующих региональных программ. В рамках государственной программы "Развитие здравоохранения"3 предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета для обеспечения в амбулаторных условиях лекарственными препаратами для профилактики развития ССЗ и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении. В критерии качества медицинской помощи, приведенные в действующей Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи4, включены показатели, отражающие скорость оказания и частоту использования современных методов медицинской помощи при острых инфарктах миокарда или ишемических инсультах.
Однако по оценкам отечественных исследователей работа органов и учреждений (служб) здравоохранения составляет только 10-15% факторов, определяющих состояние здоровья населения. Более 50% приходится на так называемые факторы образа жизни, для корректировки которых необходимы согласованные действия со стороны государства и общества [5].
В недавнем крупном международном исследовании [6] было показано, что порядка 70% сердечно-сосудистой заболеваемости и смертности обусловлены модифицируемыми ФР, включая курение, нерациональное питание, низкую физическую активность, потребление алкоголя, артериальную гипертонию (АГ) и ожирение. Конкретная величина вклада ФР в заболеваемость и смертность определяется его распространенностью в изучаемой популяции и ее социально-экономическими, этническими и другими характеристиками, которые также могут влиять на риски развития заболевания и смертности [6]. В российских исследованиях [7][8] было показано, что в заболеваемость ССЗ наибольший вклад вносят такие ФР, как АГ (30%) и ожирение (23%), а смертность от ССЗ в российской популяции определяется в наибольшей степени АГ (35%), ожирением (23%) и курением (13%) (табл. 1).
При анализе структуры экономического ущерба от ССЗ в РФ (рис. 4) ущерб, связанный с АГ, оказывается наиболее весомым и составляет 852,1 млрд руб., что отражает величину вклада АГ как ФР в развитие ССЗ [7]. Далее по величине вклада в совокупный экономический ущерб от ССЗ следуют курение (335,1 млрд руб.) и ожирение (207,2 млрд руб.). Два ФР, связанных с питанием − недостаточное потребление овощей и фруктов и избыточное потребление соли в совокупности также определяют значительный ущерб в структуре ССЗ — 28,6 млрд руб.
Рис. 1. "Айсберг" экономического ущерба ССЗ.
Рис. 2. Структура экономического ущерба, обусловленного ССЗ.
Сокращение: ССЗ — сердечно-сосудистые заболевания.
Рис. 3. Структура экономического ущерба от ССЗ в целом и по нозологиям в РФ в 2016г.
Сокращения: ИБС — ишемическая болезнь сердца, ИМ — инфаркт миокарда, ССЗ — сердечно-сосудистые заболевания, ЦВЗ — цереброваскулярные заболевания.
Рис. 4. Вклад ФР в экономический ущерб от ССЗ в РФ в 2016г.
Таблица 1
Вклад ФР в заболеваемость и смертность от ССЗ в РФ, %
Исход |
Курение |
Алкоголь |
ИП соли |
ПКМ |
НП ОФ |
НФА |
Ожирение |
АГ |
ССЗ: заболеваемость |
8,8 |
4,4 |
6,5 |
– |
4,8 |
7,0 |
22,9 |
30,6 |
ССЗ: смертность |
12,8 |
3,0 |
4,8 |
– |
4,8 |
7,0 |
22,9 |
34,6 |
ИБС: заболеваемость |
11,5 |
2,4 |
– |
8,6 |
4,8 |
20,0 |
30,8 |
28,4 |
ИБС: смертность |
10,6 |
4,0 |
– |
3,9 |
4,8 |
9,1 |
30,8 |
38,1 |
Инсульт: заболеваемость |
9,6 |
0,6 |
10,3 |
3,7 |
10,0 |
16,2 |
27,9 |
14,3 |
Инсульт: смертность |
5,6 |
0,4 |
16,6 |
3,7 |
10,0 |
– |
27,9 |
59,9 |
Сокращения: АГ — артериальная гипертония, ИБС — ишемическая болезнь сердца, ИП — избыточное потребление, НП — недостаточное потребление, НФА — низкая физическая активность, ОФ — овощи и фрукты, ПКМ — переработанное красное мясо, ССЗ — сердечно-сосудистые заболевания.
Экономическая эффективность мер профилактики ССЗ
Оценка мер профилактики ССЗ является непростой задачей, т.к. эффект часто развивается через значительный промежуток времени и на него могут повлиять различные процессы, кроме того, невозможно провести рандомизированные контролируемые исследования. Однако обоснование экономической целесообразности и выбор экономически наиболее эффективных мер является критически важной задачей для инвестиций в укрепление здоровья. В обобщенном виде схема оценки экономической эффективности профилактических мер представлена на рисунке 5.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала и предложила алгоритм оценки экономической эффективности хронических неинфекционных заболеваний, значительную долю в которых занимают ССЗ, на основе сопоставления затрат, необходимых для реализации мер и экономического эффекта за счет повышения производительности труда вследствие снижения смертности, презентеизма и абсентеизма5. Данный документ основан на рекомендованных ВОЗ пакетах мер популяционной профилактики и лечения ССЗ (рис. 6).
Учитывая растущий интерес к профилактике неинфекционных заболеваний, в т.ч. ССЗ, и связанному с ним усилению стратегической и законодательной базы ответных мер системы здравоохранения РФ, в начале 2019г ВОЗ и Минздрав России обсудили потенциальную ценность изучения экономической целесообразности инвестирования в меры борьбы с неинфекционными заболеваниями. Обоснование целесообразности инвестирования позволяет смоделировать ситуацию с учетом расширения масштабов деятельности и без него на среднесрочный (5 лет) и долгосрочный (15 лет) периоды (для проведения анализа был использован Инструмент ВОЗ OneHealth Tool).
На настоящий момент уже разработан перечень мероприятий, реализуемых на государственном уровне, направленных на сокращение употребления табака, вредного употребления алкоголя, распространенности нездорового питания и недостаточной физической активности, доказавших свою эффективность, осуществимость и экономическую целесообразность на международном уровне6. Результаты анализа для РФ целесообразности инвестирования в меры профилактики и контроля неинфекционных заболеваний, проведенного межорганизационной мультидисциплинарной командой с участием ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России, показали, что потенциальный экономический эффект для российской экономики от реализации пакетов мер борьбы против табака, вредного употребления алкоголя, снижения потребления соли и повышения физической активности составит 8,10 трлн руб. в виде прироста производительности труда за 15 лет (что эквивалентно 7,8% ВВП в 2018г), при этом большая часть эффекта будет связана с предотвращением случаев смерти по причине ССЗ (табл. 2). Годовые затраты на душу населения по пакетам профилактических мер не будут превышать 715 рублей на человека в год и могут составить всего 63 рубля.
Наибольший возврат инвестиций (коэффициент окупаемости инвестиций, используемый для оценки рентабельности вложений в здравоохранение) наблюдался от реализации пакета мер, направленных на сокращение потребления соли. В таблице 3 представлены меры по сокращению потребления соли в РФ. На реализацию данного пакета мер потребуется порядка 10,63 млрд руб. за 5 лет, за 15 лет — 49,02 млрд руб. При этом удастся предотвратить 1,16 млн случаев инсульта и 1,63 млн случаев заболевания ишемической болезнью сердца, 1,7 млн смертей и спасти 11,18 млн лет здоровой жизни. Экономический эффект, рассчитанный на основании увеличения производительности за счет сохранения трудовых ресурсов, за 15 лет составит 3387,2 млрд руб. Таким образом, возврат инвестиций для пакета мер, направленных на снижение потребления соли, составляет более 51 рубля на каждый вложенный рубль. Полный отчет по данному анализу в настоящий момент находится на согласовании в Минздраве России.
Предлагаемые мероприятия, направленные на коррекцию ФР развития ССЗ на популяционном уровне, полностью соответствуют целям и задачам федеральных проектов "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек"7 и "Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва", входящих в национальный проект "Демография"8, и могут быть частью их дальнейшего развития.
Таким образом, на настоящий момент существует ряд мер профилактики ССЗ, реализация которых не только позволит потенцировать эффект уже осуществляемых на федеральном и региональном уровнях программ по борьбе с данными заболеваниями, но также обеспечит выраженный экономический эффект. Анализ экономического ущерба ССЗ и экономического эффекта мер профилактики и лечения позволяет обосновать целесообразность инвестиций и является важным этапом принятия обоснованных решений.
Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.
Рис. 5. Схема оценки эффективности профилактических мер.
Сокращение: ССЗ — сердечно-сосудистые заболевания.
Таблица 2
Затраты, эффект от осуществления и возврат инвестиций, по пакетам вмешательств, за периоды 5 и 15 лет, млрд руб.
Пакет вмешательств |
5 лет |
15 лет |
||||
Общие затраты |
Увеличение производительности |
Возврат инвестиций |
Общие затраты |
Увеличение производительности |
Возврат инвестиций |
|
Табак |
19,2 |
328,44 |
8,22 |
110,85 |
1263,8 |
8,60 |
Алкоголь |
26,54 |
117,78 |
3,21 |
208,75 |
883,67 |
3,15 |
Физическая активность |
12,05 |
117,94 |
7,17 |
81,99 |
875,70 |
10,68 |
Соль |
10,63 |
453,06 |
31,12 |
49,02 |
3387,20 |
51,41 |
Клинические вмешательства, направленные на лечение ССЗ и диабета |
1100,61 |
245,38 |
0,17 |
3810,57 |
1687,61 |
0,32 |
1169,03 |
1262,6 |
4261,18 |
8091,26 |
Сокращение: ССЗ — сердечно-сосудистые заболевания.
Рис. 6. Пакеты мер популяционной профилактики и лечения ССЗ, рекомендованные ВОЗ.
Таблица 3
Меры по снижению потребления соли в РФ
Мера политики |
Описание |
Измерение и мониторинг потребления соли |
Осуществлять оценку и мониторинг моделей потребления соли среди населения, а также содержания натрия в пище |
Вовлечение промышленности в процесс изменения состава продуктов |
Установить целевые пределы содержания соли в пищевых продуктах и готовых блюдах и реализовать стратегии, направленные на изменение состава продуктов |
Установление стандартов маркировки и маркетинга |
Принять систему маркировки пищевых продуктов на лицевой стороне упаковок (например, цветная кодировка этикетки по содержанию соли, предупреждения о "высоком содержании" соли) |
Повышение осведомленности |
Осуществлять интегрированные образовательные и просветительские кампании с целью повышения осведомленности о пищевых источниках соли и вреде соли для здоровья, нацеленные на изменение пищевых привычек |
Создание условий, способствующих поощрению здорового питания |
Осуществлять многокомпонентные стратегии, направленные на сокращение потребления соли в общественных местах (например, в школах, на рабочих местах, в больницах) |
1 Утвержден распоряжением Правительства РФ от 01.10.2021 № 2765-р (с изм. от 24.12.2021).
2 "Паспорт национального проекта "Здравоохранение", утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.
3 Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640 (ред. от 30.05.2023) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
4 Постановление Правительства РФ от 29.12.2022 № 2497 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
5 Non-communicable disease prevention and control: a guidance note for investment cases. 2019. https://apps.who.int/iris/handle/10665/311180 (16.06.2023).
6 NCD control: cost-effective solutions and other recommended interventions for the prevention and control of noncommunicable diseases. 2017. (In Russ.) Борьба с НИЗ: решения, оптимальные по затратам, и другие рекомендуемые мероприятия по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними. 2017. https://apps.who.int/iris/handle/10665/259464?show=full (16.06.2023).
7 Паспорт федерального проекта "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек", https://mintrud.gov.ru/uploads/editor/f3/c8/П4%20- %20Укрепление%20общественного%20здоровья.pdf, 15.06.2023 г.
8 "Паспорт национального проекта "Национальный проект "Демография", https://mintrud.gov.ru/uploads/editor/41/62/НП%20Демография.pdf.
Список литературы
1. Health care in Russia. 2021: Stat. M.: Rosstat, 2021. 171 p. (In Russ.) Здравоохранение в России. 2021: Стат.сб. М.: Росстат, 2021. 171 с.
2. А.В., Драпкина О.М., Баланова Ю.А. и др. Экономический ущерб от сердечно-сосудистых заболеваний в российской федерации в 2016 году. Рациональная Фармакотерапия в Кардиологии. 2018;14(2):156-66. doi:10.20996/1819-6446-2018-14-2-156-166.
3. Гришина Е.Е., Цацура Е.А. Влияние родственного ухода на занятость, здоровье и материальное положение ухаживающих. Демографическое обозрение. 2020;7(2):152-71. doi:10.17323/demreview.v7i2.11142.
4. Драпкина О.М., Бойцов С.А., Омельяновский В.В. и др. Социально-экономический ущерб, обусловленный хронической сердечной недостаточностью, в Российской Федерации. Российский кардиологический журнал. 2021;(6):4490. doi:10.15829/1560-4071-2021-4490.
5. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. 2-e изд. М.: ГЭОТАР-медиа, 2010. 512 с.
6. Yusuf S, Joseph P, Rangarajan S, et al. Modifiable risk factors, cardiovascular disease, and mortality in 155722 individuals from 21 high-income, middle-income, and low-income countries (PURE): a prospective cohort study. Lancet. 2020;395(10226):795-808.
7. Концевая А.В., Муканеева Д.К., Мырзаматова А.О. и др. Экономический ущерб факторов риска, обусловленный их вкладом в заболеваемость и смертность от основных хронических неинфекционных заболеваний в Российской Федерации в 2016 году. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2020;19(1):2396. doi:10.15829/1728-8800-2020-1-2396.
8. Баланова Ю.А., Концевая А.В., Мырзаматова А.О. и др. Экономический ущерб от артериальной гипертонии, обусловленный ее вкладом в заболеваемость и смертность от основных хронических неинфекционных заболеваний в Российской Федерации. Рациональная Фармакотерапия в Кардиологии. 2020;16(3):415-23. doi:10.20996/1819-6446-2020-05-03.
Об авторах
А. В. КонцеваяРоссия
Концевая Анна Васильевна — доктор медицинских наук, заместитель директора по научной и аналитической работе
Москва
Д. К. Муканеева
Россия
Муканеева Динара Кямиловна — научный сотрудник отдела укрепления общественного здоровья
Москва
В. И. Игнатьева
Россия
Игнатьева Виктория Игоревна — кандидат медицинских наук, научный сотрудник отдела укрепления общественного здоровья; доцент; доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья с курсом оценки технологий здравоохранения
Москва
А. А. Анциферова
Россия
Анциферова Александра Александровна — научный сотрудник отдела укрепления общественного здоровья
Москва
О. М. Драпкина
Россия
Драпкина Оксана Михайловна — доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, директор
Москва
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Концевая А.В., Муканеева Д.К., Игнатьева В.И., Анциферова А.А., Драпкина О.М. Экономика профилактики сердечно-сосудистых заболеваний в Российской Федерации. Российский кардиологический журнал. 2023;28(9):5521. https://doi.org/10.15829/1560-4071-2023-5521. EDN: KNLBZO
For citation:
Kontsevaya A.V., Mukaneeva D.K., Ignatieva V.I., Antsiferova A.A., Drapkina O.M. Economics of cardiovascular prevention in the Russian Federation. Russian Journal of Cardiology. 2023;28(9):5521. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1560-4071-2023-5521. EDN: KNLBZO