Валидность и надежность русскоязычной версии опросника уровня знаний об ишемической болезни сердца CADE-Q II
https://doi.org/10.15829/1560-4071-2022-4857
Аннотация
Цель. Валидация и оценка психометрических показателей русскоязычной версии опросника уровня знаний об ишемической болезни сердца (ИБС) The second version of “the Coronary Artery Disease Education Questionnaire” (CADE-Q II) у пациентов с хроническими коронарными синдромами (ХКС).
Материал и методы. В исследовании приняли участие 303 пациента со стабильной ИБС, находившиеся на стационарном лечении в кардиологическом отделении в апреле-ноябре 2021г. Всем поступившим в клинику пациентам проводилось стандартное обследование и лечение, принятое при ведении пациентов с ХКС, а также оценивались социо-демографические показатели (семейный статус, уровень образования, профессия, наличие инвалидности по всем причинам, субъективная оценка дохода), качество жизни (при помощи опросников SF-36, SAQ), уровни выраженности тревоги и депрессии (шкала HADS), тип личности Д (опросник DS-14), приверженность к лечению (4-вопросная шкала комплаентности Мориски-Грина), индекс коморбидности Чарлсона, опросник способности к самопомощи The Self Care of Coronary Heart Disease Inventory, опросник уровня знаний об ИБС The second version of the Coronary Artery Disease Education Questionnaire. Процесс валидации нового опросника проводился в несколько этапов: перевод, пилотное тестирование, оценка надежности, оценка конструктивной и критериальной валидности.
Результаты. Тест-ретестовая надежность шкал опросника составила 0,81, а коэффициент внутреннего постоянства α Кронбаха составил от 0,613 до 0,877, что говорит о достаточной надежности опросника. Конфирматорный факторный анализ опросника подтвердил соответствие полученной экспериментальной модели оригинальной. Критериальная валидность опросника выявила корреляционные связи шкал с уровнем образования пациента (r=0,391, р<0,01), шкалой “уверенности в самопомощи” опросника самопомощи SC-CHDI (r=0,251, р<0,05), по всем блокам и суммарно по опроснику с компонентом “жизненной активности” анкеты SF-36 (r=0,225-0,284, р<0,05), умеренная положительная связь психологического компонента анкеты SF-36 (r=0,308, р<0,01). Кроме того, выявлена слабая отрицательная связь блоков “Физические упражнения” и “Психосоциальные риски” с возрастом (r=-0,237, р<0,05 и r=-0,229, р<0,05, соответственно).
Заключение. Русскоязычная версия опросника уровня знаний об ИБС “The second version of the Coronary Artery Disease Education Questionnaire” (CADE-Q II) обладает достаточными психометрическими показателями и является валидным инструментом оценки способности к самообслуживанию пациентов с ИБС.
Ключевые слова
Об авторах
А. И. ЛасковаРоссия
Ласкова Аксиния Игоревна — аспирант кафедры кардиологии сердечно-сосудистой и торакальной хирургии Института НМФО ВолгГМУ,, врач-кардиолог ВОККЦ.
Волгоград.
Конфликт интересов:
Нет
Ю. М. Лопатин
Россия
Лопатин Юрий Михайлович — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой кардиологии сердечно-сосудистой и торакальной хирургии Института НМФО ВолгГМУ, заведующий первым кардиологическим отделением ВОККЦ.
Волгоград.
Конфликт интересов:
Нет
Список литературы
1. Mampuya WM. Cardiac rehabilitation past, present and future: an overview. Cardiovasc Diagn Ther. 2012;2(1):38-49. doi:10.3978/j.issn.2223-3652.2012.01.02.
2. Mendell J, Bates J, Banner-Lukaris D, et al. What Do Patients Talk About? A Qualitative Analysis of Online Chat Sessions with Health Care Specialists During a “Virtual” Cardiac Rehabilitation Program. Telemed J E Health. 2019;25(1):71-8. doi:10.1089/tmj.2017.0206.
3. Piepoli MF, Hoes AW, Agewall S, et al. ESC Scientific Document Group. 2016 European Guidelines on cardiovascular disease prevention in clinical practice: The Sixth Joint Task Force of the European Society of Cardiology and Other Societies on Cardiovascular Disease Prevention in Clinical Practice (constituted by representatives of 10 societies and by invited experts) Developed with the special contribution of the European Association for Cardiovascular Prevention & Rehabilitation (EACPR). Eur Heart J. 2016;37(29):2315-81. doi:10.1093/eurheartj/ehw106.
4. Бубнова М. Г., Шляхто Е. В., Аронов Д. М. и др. Новая коронавирусная инфекционная болезнь COVID-19: особенности комплексной кардиологической и респираторной реабилитации. Российский кардиологический журнал. 2021;26(5):4487 doi:10.15829/1560-4071-2021-4487.
5. Масленникова Г.Я., Оганов Р.Г., Аксельрод С.В., Бойцов С.А. Снижение смертности от сердечно-сосудистых и других неинфекционных заболеваний в экономиках с высоким уровнем доходов населения: участие негосударственных структур. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2015;14(6):5-9. doi:10.15829/1728-8800-2015-6-5-9.
6. Korzeniowska-Kubacka I, Bilińska M, Piotrowska D, et al. Impact of exercise-based cardiac rehabilitation on attitude to the therapy, aims in life and professional work in patients after myocardial infarction. Med Pr. 2019;70(1):1-7. doi:10.13075/mp.5893.00701.
7. Boyde M, Turner C, Thompson DR, Stewart S. Educational interventions for patients with heart failure: a systematic review of randomized controlled trials. J Cardiovasc Nurs. 2011;26(4):E27-35. doi:10.1097/JCN.0b013e3181ee5fb2.
8. Bertelsen JB, Dehbarez NT, Refsgaard J, et al. Shared care versus hospital-based cardiac rehabilitation: a cost-utility analysis based on a randomised controlled trial. Open Heart. 2018;5(1):e000584. doi:10.1136/openhrt-2016-000584.
9. Awad A, Al-Nafisi H. Public knowledge of cardiovascular disease and its risk factors in Kuwait: a cross-sectional survey. BMC Public Health. 2014;14:1131. doi:10.1186/1471-2458-14-1131.
10. Lee MBK. Psycho-social support for patients with cardiovascular disease (CVD): barriers to a cardiac rehabilitation program (CRP). Diss. Science: Department of Biomedical Physiology and Kinesiology, 2016. https://summit.sfu.ca/item/16710 (19 January 2022).
11. Ghisi GL, Santos RZ, Schveitzer V, et al. Development and validation of the Brazilian Portuguese version of the Cardiac Rehabilitation Barriers Scale. Arq Bras Cardiol. 2012;98(4):344-51. English, Portuguese. doi:10.1590/s0066-782x2012005000025.
12. de Melo Ghisi GL, Grace SL, Thomas S, et al. Healthcare providers’ awareness of the information needs of their cardiac rehabilitation patients throughout the program continuum. Patient Educ Couns. 2014;95(1):143-50. doi:10.1016/j.pec.2013.12.020.
13. Bonin CD, Santos RZ, Ghisi GL, et al. Construction and validation of a questionnaire about heart failure patients’ knowledge of their disease. Arq Bras Cardiol. 2014;102(4):364-73. doi:10.5935/abc.20140032.
14. Ghisi GL, Grace SL, Thomas S, et al. Development and psychometric validation of the second version of the Coronary Artery Disease Education Questionnaire (CADE-Q II). Patient Educ Couns. 2015;98(3):378-83. doi:10.1016/j.pec.2014.11.019.
15. Knuuti J, Wijns W, Saraste A, et al.; ESC Scientific Document Group. 2019 ESC Guidelines for the diagnosis and management of chronic coronary syndromes. Eur Heart J. 2020;41(3):407-77. doi:10.1093/eurheartj/ehz425.
16. Кабаргина А. И., Лопатин Ю.М. Валидность и надежность русскоязычной версии опросника способности к самопомощи “The Self-Care of Coronary Heart Disease Inventory” при хронических коронарных синдромах. Российский кардиологический журнал. 2020;25(9):3961. doi:10.15829/1560-4071-2020-3961.
17. Cohen J. Statistical Power Analysis for the Behavioral Sciences. 2nd ed. Routledge, 1988. p. 567 ISBN: 9781134742707.
18. Ullman JB, Bentler PM. Structural equation modeling. In: Alice F Healy RWP. Handbook of Psychology, Volume 4: Experimental Psychology. 2005:661-90. ISBN: 9780471392620.
19. Santos RZD, Ghisi GLM, Bonin CDB, et al. Validation of the Brazilian Version of CADE-Q II to Assess Knowledge of Coronary Artery Disease Patients. Arq Bras Cardiol. 2019;112(1):78-84. doi:10.5935/abc.20180244.
20. Marofi Z, Bandari R, Heravi-Karimooi M, et al. Cultural adoption, and validation of the Persian version of the coronary artery disease education questionnaire (CADE-Q): a second-order confirmatory factor analysis. BMC Cardiovasc Disord. 2020;20(1):345. doi:10.1186/s12872-020-01628-5.
21. Chen Z, Geng J, Wang M, et al. The Chinese version of the Coronary Artery Disease Education Questionnaire-II (CADEQ-II): translation and validation. Patient Prefer Adherence. 2018;12:1587-96. doi:10.2147/PPA.S176639.
22. Potvin L, Richard L, Edwards AC. Knowledge of cardiovascular disease risk factors among the Canadian population: relationships with indicators of socioeconomic status. CMAJ. 2000;162(9 Suppl):S5-11.
23. Levy AE, Huang C, Huang A, Michael Ho P. Recent Approaches to Improve Medication Adherence in Patients with Coronary Heart Disease: Progress Towards a Learning Healthcare System. Curr Atheroscler Rep. 2018;20(1):5. doi:10.1007/s11883-018-0707-0.
24. Gazmararian JA, Williams MV, Peel J, Baker DW. Health literacy and knowledge of chronic disease. Patient Educ Couns. 2003;51(3):267-75. doi:10.1016/s0738-3991(02)00239-2.
25. Kuodytė L. Sergančiųjų išemine širdies liga savirūpos ir žinių vertinimas. 2019. https://publications.lsmuni.lt/object/elaba:37013963/ (19 January 2022).
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Ласкова А.И., Лопатин Ю.М. Валидность и надежность русскоязычной версии опросника уровня знаний об ишемической болезни сердца CADE-Q II. Российский кардиологический журнал. 2022;27(4):4857. https://doi.org/10.15829/1560-4071-2022-4857
For citation:
Laskova A.I., Lopatin Yu.M. Validity and reliability of the Russian version of the second version of “the Coronary Artery Disease Education Questionnaire” (CADE-Q II) in patients with chronic coronary syndromes. Russian Journal of Cardiology. 2022;27(4):4857. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1560-4071-2022-4857