Методическое обеспечение дистанционного повышения квалификации врачей-кардиологов: опыт разработки
https://doi.org/10.15829/1560-4071-2019-12-104-108
Аннотация
Цель. Разработка методического обеспечения дистанционного повышения квалификации врачей-кардиологов в формате виртуальных пациентов. В статье описан первый этап проекта по созданию базы виртуальных пациентов, включающий в себя интеграцию текстовой и мультимедийной клиникодиагностической информации о пациентах и последующую программную реализацию ее представления. Виртуальный пациент рассматривается как информационная модель лечебно-диагностического процесса.
Материал и методы. Для создания базы виртуальных пациентов использова лось описание конкретного завершенного случая заболевания в специально разработанных шаблонах. Для обеспечения удаленного доступа к информации о виртуальных пациентах использован язык Java Script.
Результаты. При разработке базы виртуальных пациентов использовались две категории архивных историй болезни — наиболее часто встречающиеся случаи и редкие варианты патологии. Из архивных историй болезни и результатов исследований пациентов отобраны сведения, играющие существенную роль для диагностики и лечения заболевания. Было принято решение представлять обучающимся информацию в виде отдельных порций, обозначенных “посещение”. Каждое посещение включает результаты проведенных исследований, консультаций специалистов, необходимых для принятия решения о дальнейшем проведении лечения.
В разработанном врачами и аналитиками шаблоне информация о пациентах разбита на блоки, которые включали жалобы; анамнез; объективное исследование; предварительный диагноз; план обследования и лечения; результаты исследований; назначения; окончательный диагноз; эпикриз. Эти блоки послужили основанием для разработки таблиц реляционной базы данных.
Для визуализации сведений о виртуальном пациенте были реализованы прототипы экранных форм. Информация о разных посещениях была помещена на разные закладки, причем обучающемуся была предоставлена возможность посмотреть имевшуюся ранее информацию из любой закладки.
Заключение. Полученный программный продукт после тестирования будет использоваться в учебном процессе для демонстрации обучающимся завершенных случаев заболеваний. Кроме того, на основе каждого виртуального случая могут быть разработаны клинико-диагностические задачи, требующие принятия обучающимся решений относительно диагностики и лечения пациента. Технология виртуальных пациентов может применяться как для повышения квалификации врачей, так и в вузовском медицинском образовании.
Ключевые слова
Об авторах
М. Б. АржаникРоссия
Марина Борисовна Аржаник — к.пед.н., доцент кафедры физики с курсом высшей математики; специалист по биомедицинской статистике
SPIN-код: 1788-6098
ResearcherID: Y-9310-2019
Томск
м
С. И. Карась
Россия
Сергей Иосифович Карась — д. м.н., доцент; зав. отделом координации научной и образовательной деятельности; профессор кафедры медицинской и биологической кибернетики
SPIN-код: 2875-7450
ResearcherID: O-3671-2016
Томск
Е. В. Гракова
Россия
Елена Викторовна Гракова— д. м.н., в. н.с. отделения патологии миокарда
SPIN-код: 7281-8120
ResearcherID: O-2739-2015
Томск
О. Я. Васильцева
Россия
Оксана Ярославовна Васильцева — д. м.н., с. н.с. отделения атеросклероза и хронической ИБС
SPINкод: 9825-2451,
ResearcherID: I-9451-2017
Томск
Т. Б. Корнеева
Россия
Татьяна Борисовна Корнеева — главный инженер проектов
SPIN-код: 3890-7315
Томск
Э. Э. Кара-Сал
Россия
Эрес Эртинеевич Кара-Сал — студент медико-биологического факультета
Томск
Список литературы
1. Pozner Ch.N. Медицинская симуляция в США. Медицинское образование и профессиональное развитие.2013; 2-3: 83-100.
2. Горшков М.Д., Мороз В.В., Евдокимов Е.А. Симуляционное обучение по анестезиологии и реаниматологии. М: РОСОМЕД, 2014: 312.
3. Толмачев И.В., Рипп Е.Г., Тропин С.В. и др. Разработка информационной модели клинических сценариев на базе обучающего симуляционного центра. Бюллетень сибирской медицины. 2014;13(4):118-122.
4. Kononowicz A.A., Zary N., Edelbring S., Corral J. et al. Virtual patients - what are we talking about? A framework to classify the meanings of the term in healthcare education. BMC Med Educ. 2015; 15:11. doi:10.1186/s12909-015-0296-3
5. Булатов С.А. Методика «стандартизированный пациент» – развлечение для интеллектуалов или обязательный этап освоения мастерством будущей профессии. Кафедра травматологии и ортопедии. 2013; 1(5): 7-10.
6. Poulton T, Balasubramaniam C. Virtual patients: A year of change. Med Teach. 2011; 33(11): 933-937. doi:10.3109/0142159X.2011.613501.
7. Cook D.A., Triola M.M. Virtual patients: a critical literature review and proposed next steps. Med Educ. 2009; 43(4): 303-311. doi:10.1111/j.1365-2923.2008.03286.x
Рецензия
Для цитирования:
Аржаник М.Б., Карась С.И., Гракова Е.В., Васильцева О.Я., Корнеева Т.Б., Кара-Сал Э.Э. Методическое обеспечение дистанционного повышения квалификации врачей-кардиологов: опыт разработки. Российский кардиологический журнал. 2019;(12):104-108. https://doi.org/10.15829/1560-4071-2019-12-104-108
For citation:
Arzhanik M.B., Karas S.I., Grakova E.V., Vasiltseva O.A., Korneeva T.B., Kara-Sal E.E. Methodology in cardiologists’ postgraduate education. Russian Journal of Cardiology. 2019;(12):104-108. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1560-4071-2019-12-104-108