Preview

Российский кардиологический журнал

Расширенный поиск

"Основные ошибки при подготовке научной статьи в журнал международного уровня

В рамках моего веб-семинара я расскажу о том, какие есть особенности в подготовке научной статьи для журнала.

Начнём мы наш разговор с того, с какой целью вы пишете свою статью и для кого?

Она может быть разной:

- вы добились значимых результатов?

- вы подтвердили тот же материал, который был получен другой группой исследователей?

- вам нужно отчитаться о проделанной работе?

- повысить индекс Хирша или увеличить число публикаций?

Во всех этих случаях, качество материала будет разным, как и выбор ресурсов, на которых вы будете публиковать статью.

Чтобы правильно определить целевую аудиторию необходимо выбрать соответствующий журнал. Для этого у всех журналов существуют «Цели и политики», с которыми нужно внимательно ознакомиться.

Ничто не мешает вам сначала отправить аннотацию вашей статьи в журнал и спросить, подходит ли она, или связаться с редактором и уточнить, интересна ли ему такая статья, подходит ли она для публикации в журнале.

Подбор журнала с наиболее подходящими тематикой и целями является первым и важным шагом на пути к успешной публикации.

В процессе подготовки статьи к публикации можно рассматривать несколько журналов, но финально нужно уже четко понимать, для какого именно журнала предназначается ваша статья.

Отказ в публикации можно получить только потому, что вы не подготовили статью должным образом, редактор журнала может первоначально оценить, сколько времени потребуется на доработку и отказать в приёме.

Таким образом, определяем – какую идею будет содержать статья, какая целевая аудитория?

Прочитайте несколько статей по сходной тематике, напишите в этом ключе, и вы продемонстрируете редакторам, насколько тщательно вы подготовили статью.

Запомните, чем престижнее журнал, тем выше вероятность отказа в публикации. Но могут быть исключения, если статья хорошо написана и оформлена.

Получили отказ? Нет повода для расстройства. Выберите другой журнал и еще раз попробуйте. Если вам указали причину – устраните, если отказ по рецензии – учтите замечания. Иногда можно написать письмо в редакцию с вопросом: если я устраню все замечания, то можно будет еще раз подать? Обычно отвечают – да.

Внимательно читайте рекомендации журналов по оформлению статей. У каждого журнала они есть в той или иной форме и созданы специально в помощь авторам. Посмотрите последние выпуски журнала, в который хотите подать статью – как там оформлен текст?

- первый пункт: допустимый лимит слов. Из этого правила могут быть исключения, но случаи редки.

- второй пункт: проработка структуры статьи. Посмотрите на оформление статей в журнале. Настаивает ли журнал на определенной структуре или проявляет гибкость и различия?

Часто статьи не читают полностью: Цель и Заключение или Материал и методы. Ваша задача – помочь своим читателям найти нужную для себя информацию.

- третий пункт: оформление по предложенному шаблону.

Запомните, отправляя рукопись в корректном формате, вы производите хорошее впечатление на редакторов и рецензентов, показываете уважение, не только прочитав рекомендации журнала, но и выполнив их.

Структура научной статьи

Если вы посмотрите на публикуемые в выбранном журнале статьи, то сразу определитесь с их структурой. Обычно: заголовок, аннотация, введение, материал и методы, результаты, обсуждение, заключение и прочее.

 

НАЗВАНИЕ СТАТЬИ

Название должно отражать цель вашей статьи. Быть ёмким. И хорошо звучать при переводе на английский язык. И быть схожим с запросом, который обычно набирают в поисковике.

НЕГАТИВНЫЙ ПРИМЕР: «Сложные вопросы в выявлении гипертонии у женщин репродуктивного периода, проживающих в сельской местности» - ни о чём не говорит ни русскоязычному читателю, ни при переводе на английский язык.

А читатель должен после чтения заголовка проявить интерес.

АВТОРЫ

Даете фамилии всех авторов на русском и английском языке. Некоторые журналы просят писать полностью, некоторые сокращают, потому что смысла в этом не видят. Делаете так, как в выбранном журнале.

Обязательно регистрируйте ORCID в системе Scopus и ResearcherID в WoS. Отечественные журналы переходят на электронные ресурсы. Это большой плюс, позволяющий вам в системах цитирования сразу собрать весь список своих статей.

Информация об авторах «в шапке» включает себя полное официальное название учреждения. Общая информация (по-иному – афилляция) включает в себя научное звание, должность, название отделения и кафедры. Прописывайте полностью, не проявляйте небрежность. Обязательно даёте электронную почту ответственного автора и телефон для связи.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

Сокращения вводятся, если термин употребляется больше трёх раз, хотя здесь есть и обратная сторона: изобилующую сокращениями статью – трудно читать. Не придумывайте ничего нового! Сокращения делаются и для резюме отдельно и для основного текста.

НЕГАТИВНЫЙ ПРИМЕР: Избыточность аббревиаций, маскирует косноязычие автора: когда в одном абзаце пять-семь и более раз встречается аббревиатура "АГ", это ровно то же самое, что и "артериальная гипертензия". Кажется, что две буквы не так портят текст, как многократно повторяющееся словосочетание.

При использовании сокращений необходимо продумать, как они будут выглядеть в резюме при переводе на английский язык. Будут ли они соответствовать общепринятым.

РЕЗЮМЕ (АННОТАЦИЯ)

Должна быть максимально краткой и информативной. Первые предложения – это цель исследования или обзор или теоретическая концепция в зависимости от типа статьи.

Первые читатели вашей рукописи – редактор и рецензент, если им не будет понятна цель с первых строк, то вам откажут. Запомните, если вы не смогли составить аннотацию согласно рекомендациям журнала, то по логике – текст вообще можно не смотреть и не тратить время.

Ключевые слова: выбираются общедоступные. В общемировой практике принято решение унифицировать наборы ключевых слов.  Для этого применяется система MeSH (https://www.nlm.nih.gov/mesh/authors.html), совмещенная с PubMed. Не придумывайте ничего лишнего – два или три основных ключевых слова должны повторяться у вас заголовке и аннотации.

Придерживайтесь постоянства в терминологии, не используйте профессиональный жаргон. Если начали писать сердечно-сосудистая система, то не сбивайтесь по тексту на «кардиоваскулярная система».

ВВЕДЕНИЕ

Дает общее представление о предмете статьи. Конечной фразой всегда определяется ЦЕЛЬ работы, но введение предназначено для установления ПРОБЛЕМЫ и ЗАДАЧ, которые должны к этой цели привести.

НЕГАТИВНЫЙ ПРИМЕР: «В настоящее время имеется устойчивая тенденция к увеличению сердечно-сосудистых заболеваний во всём мире [Ссылка]. Среди этих заболеваний на первое место выходит артериальная гипертония, затем ИБС, СН… [Ссылка]. И часто им сопутствуют такие заболевания как сахарный диабет, метаболический синдром и прочие. [Ссылка].

Эти фразы ни о чём. Часто копипастятся из чужих работ и еще отнимают у вас три лишних литературных ссылки, которые вы можете еще как-то использовать.

Что такое – цель? Результат, который вы получаете, выполнив работу. Он может быть как положительный «связь проследили», так и отрицательный «связи не обнаружено». И если вы всё правильно сделали, то это – тоже результат.

Задачи обслуживают ЦЕЛЬ. То есть, чтобы «проследить связь», нужно решить следующие задачи: например, правильно собрать группу испытуемых, т.е «пациенты с АГ 2 степени, являются наиболее приверженными к предложенному методу лечения». [Ссылка]. Выбранный метод является наиболее эффективным и наглядным» [Ссылка].

В разделе ВВЕДЕНИЕ должен быть представлен и обзор литературы, относящейся к теме статьи. «История вопроса». Описываете стратегию поиска источников информации. Для оригинальной статьи – рассматриваете ранее проведенные исследования, обращаете внимание на пробелы. Описываете «методы» - в чем их преимущества, в чем недостатки. Подводите к теме (цели) исследования.

В обзоре литературы также обязательно формулируется «вопрос исследования», на который даются ответы.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Метод должен быть описан таким образом, чтобы с его помощью читатели могли повторить исследование или использовать данный метод в своем исследовании. Новые – описываются подробно, общеизвестные – достаточно только упомянуть. Иногда можно сделать ссылку на работу других авторов, где содержатся подробные описания метода.

Замысел исследования – это методы, методология и этические принципы.

Этика должна быть написана в обязательном порядке. Требования журналов – указать этические нормы, не выдвигаются для «галочки». Отсутствие этики – повод вернуть статью автору на доработку.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Раздел должен быть кратким. Все нужно вставлять в рисунки и таблицы и по возможности делать их сложными и комплексными.

ОБСУЖДЕНИЕ 

Здесь как раз проявляется ваша работа с литературой. И именно – этот раздел вызывает у рецензентов вопросы. Вы рассказываете о работах своих коллег, постарайтесь отобрать новейшие. Сейчас идёт тенденция к тому, что уже «устаревают» работы пятилетней давности. Не нужно вспоминать, как Уильям Гарвей открыл кровообращение. Это уже не интересно широкому кругу читателей, здесь вы должны дать обзор того, что в вашей работе есть новизна.

Объясняете, каким образом цель была достигнута, поясняете значение результатов. Или цель была достигнута, вне зависимости от результатов.

Основная литература была рассмотрена во введении. Ее не нужно упоминать повторно, сошлитесь на основные статьи, где подтверждают или опровергают причины, по которым вы провели данное исследование. Укажите, в какой степени ваше исследование подтверждает или опровергает преобладающую точку зрения. Определите ограничения исследования – дайте себе или другим перспективу на будущее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Здесь вы чётко пишете, какие задачи вы решили, удалось ли вам достичь цели. Это итог. Тут не нужны промежуточные данные результатов.

С ЧЕГО НАЧАТЬ РАБОТУ НАД СТАТЬЕЙ?

  1. Сначала разделы «замысел исследования» или «Материал и методы»
  2. Результаты или Выводы
  3. Обсуждение
  4. Заключение, Введение
  5. Переписываете Аннотацию.

Раздел Ведение должен занимать 3/10 статьи, Материал и методы 1/10, Результаты 1/10, Обсуждение 4/10, Заключение 1/10.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ССЫЛКИ

Сверяйте с рекомендациями журнала, оформлением библиографического списка в номерах. Небрежное оформление литературы – повод вернуть статью или отказать в приеме.

Цитирование собственных работ («самоцитирование») – это нормально. Если это продолжение исследования и не «самоплагиат». Избегая самоцитирования – вы наносите себе вред и упускаете возможность повысить собственное цитирование в наукометрических базах.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТАТЬИ. ВНЕШНИЙ ВИД

Обязательно необходимо обратить внимание на внешний вид представляемого материала. Потому что редактор и рецензент, прежде всего, должен получить эстетическое удовольствие от вида рукописи, что сразу может его позитивно настроить.

Удобно ли читать? Есть ли название, резюме, ключевые слова, выделенные названия разделов.

Рукопись первично оценивается на предмет ошибок и объема работы, которую предстоит сделать корректору. Сразу обращает на себя внимание «невычитанность» или «невнимательность», отсутствие у авторов навыков к написанию написания текста. У крупных журналов обычно идет поток статей, поэтому никто не будет разбирать ваши ошибки. Проще отказать.

10 проверочных вопросов

  1. Какие два основных тезиса определяют выбор журнала для размещения статьи?
  2. Какие три важных пункта при оформлении рукописи в научный журнал?
  3. Каким должно быть название статьи?
  4. Как ставятся сокращения в резюме и в тексте?
  5. Перечислите, какие основные цели представления аннотации статьи?
  6. С чего рекомендуется начать работу над статьей: перечислите приоритет разделов?
  7. Какого объема следует придерживаться при написании разделов по отношению к всему тексту?
  8. Для какой информации предназначен раздел Введение?
  9. Что такое «замысел исследования»?
  10. Что такое «самоцитирование», «самоплагиат»?