Preview

Российский кардиологический журнал

Расширенный поиск

Дистанционное формирование компетенций врачей-кардиологов: использование мультимедийных клинико-диагностических задач

https://doi.org/10.15829/1560-4071-2020-4116

Аннотация

Цель. Создание методической базы дистанционного повышения квалификации в области кардиологии — мультимедийных клинико-диагностических задач (КДЗ).

Материалы и методы. Междисциплинарная команда проекта использовала текстовые и мультимедийные форматы клинико-диагностических данных. Web-технологии позволили обеспечить дистанционный доступ к информации, размещенной на сервере.

Результаты. В сообщении представлен опыт практической реализации мультимедийных КДЗ в области кардиологии, включающий создание «дополненной» клинической реальности, отсутствующей в реальном прототипе случая. В мультимедийных КДЗ реализована вариативность траекторий представления информации обучающимся, которая интегрирована с рейтинговой системой оценки решений. Выбор траектории решения КДЗ определяется действиями обучающихся в триггерных интерактивных блоках и оценивается рейтинговой системой. Персональный рейтинг - числовая величина, интегрально характеризующая компетенции принятия решений обучающихся. Перевод количественной рейтинговой оценки в традиционную форму (зачтено, не зачтено, отлично, хорошо, удовлетворительно) будет настроен после пробного периода эксплуатации программного средства.

Заключение. Создаваемые Web-сервис и репозиторий виртуальных компьютерных симуляций могут стать методической основой и фактологической базой дистанционного формирования и развития клинико-диагностических компетенций врачей-кардиологов. Эта педагогическая технология может быть востребована в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования.

Об авторах

С. И. Карась
Научно-исследовательский институт кардиологии, Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук; ФГБОУ ВО Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России
Россия

Сергей Иосифович Карась — д.м.н., доцент; зав. отделом координации научной и образовательной деятельности; профессор кафедры медицинской и биологической кибернетики

Томск



Е. В. Гракова
Научно-исследовательский институт кардиологии, Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук
Россия

Елена Викторовна Гракова — д.м.н., в.н.с. отделения патологии миокарда

Томск



М. В. Балахонова
Сибирский государственный медицинский университет
Россия

Мария Вячеславовна Балахонова. — к.м.н., доцент кафедры Кардиологии

Томск



М. Б. Аржаник
ФГБОУ ВО Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России
Россия

Марина Борисовна Аржаник — к.пед.н., доцент кафедры медицинской и биологической кибернетики

Томск



Э. Э Кара-Сал
ФГАОУ ВО Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Россия

Эрес Эртинеевич Кара-Сал — магистрант

Томск



Список литературы

1. Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. https://edu.rosminzdrav.ru/specialistam/proekty/2/na-nashem-portale-realizovany-novye-interaktivnye-obrazovatelnye-moduli-virtualnyi-pacient-s-ispolzovaniem-sovremennykh-simuljacionnykh-obrazovatelnykh-tekhnologii/#c971 (02.09.2020)

2. Savery J. R. Overview of Problem-based Learning: Definitions and Distinctions. Interdisciplinary Journal of Problem-Based Learning. 2006;1(1). doi:10.7771/1541-5015.1002

3. Проблемно-ориентированное обучение: сущность, недостатки, преимущества. Медицинское и фармацевтическое образование.2016;1:115-122. https://cyberleninka.ru/article/n/problemno-orientirovannoe-obuchenie-suschnost-nedostatki-preimuschestva/viewer (02.09.2020).

4. Петрова В. Н. Возможности применения технологии проблемно-ориентированного обучения (PBL) в практике высшего образования (на примере ТГУ). Сибирский психологический журнал. 2017;65:112–124.

5. Srinivasan M., Wilkes M., Stevenson F., Nguyen T., Slavin S. Comparing problem-based learning with case-based learning: Effects of a major curricular shift at two institutions. Academic Medicine. 2007;82(1):74–82. doi:10.1097/01.ACM.0000249963.93776.aa.

6. Кобринский Б.А., Путинцев А.Н. О принципах построения интеллектуальных медицинских обучающих систем на основе case-метода. Искусственный интеллект и поддержка принятия решений. 2016;2:30-37.

7. Cook D.A., Triola M.M. Virtual patients: a critical literature review and proposed next steps. Med Educ. 2009;43(4):303-311. doi:10.1111/j.1365-2923.2008.03286.x

8. Карась С.И. Виртуальные пациенты как формат симуляционного обучения в непрерывном медицинском образовании (обзор литературы). Бюллетень Сибирской медицины.2020;19(1):140-149. https://doi.org/10.20538/1682-0363-2020-1-140-149

9. Kononowicz A., Hege I. Virtual Patients as a Practical Realisation of the E-learning Idea in Medicine. In: E-learning Experiences and Future. Ed. By Safeeullah Soomro: IntechOpen, 2010: 345-370. doi:10.5772/8803.

10. Ellaway RH, Davies D. Design for learning: deconstructing virtual patient activities. Medical Teacher. 2011;33:303-310. doi:10.3109/0142159X.2011.550969.

11. Bateman J., Allen M., Kidd J., Davies D. Virtual patient design: exploring what works and why. A grounded theory study. Medical Education. 2013;47(6):595-606. doi:10.1111/medu.12151

12. Posel N., McGee J.B., Fleiszer D.M. Twelve tips to support the development of clinical reasoning skills using virtual patient cases. Medical Teacher. 2015;37(9):813-818. doi:10.3109/0142159X.2014.993951

13. Cendan J., Lok B. The use of virtual patients in medical school curricula. Adv Physiol Educ.2012;36(1):48–53. doi:10.1152/advan.00054.2011

14. Hege I., Kononowicz A.A., Berman N.B., Kiesewetter J. Advancing clinical reasoning in virtual patients – development and application of a conceptual framework. J. Med. Educ. 2018;35(1):Doc12. doi:10.3205/zma001159

15. Ellaway R.H., Poulton T., Jivram T. Decision PBL: A 4-year retrospective case study of the use of virtual patients in problem-based learning. Medical Teacher. 2015;37(10):926-934. doi: 10.3109/0142159X.2014.970627.

16. Аржаник М.Б., Воробьева Н.В., Острикова О.И., Карась С.И. Рейтинговая система контроля знаний и навыков студентов медицинских специальностей и ее реализация в обучающей среде Moodle. Бюллетень Сибирской Медицины. 2015,1:120-125.

17. Аржаник М.Б., Карась С.И., Гракова Е.В., Васильцева О.Я., Корнеева Т.Б., Кара-Сал Э.Э. Методическое обеспечение дистанционного повышения квалификации врачей: опыт разработки. Российский кардиологический журнал.2019;24(12):104-108. https://doi.org/10.15829/1560-4071-2019-12-104-108

18. Карась С.И., Аржаник М.Б., Баев А.Е., Ваизов В.Х., Васильцева О.Я., Гракова Е.В. и др. Виртуальные пациенты с кардиоваскулярной патологией: образовательная технология повышения клинической квалификации врачей. Кардиоваскулярная терапия и профилактика.2019;18(6):51-56. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2019-6-51-56

19. Electronic Virtual Patients. Available from: https://virtualpatients.eu (01.09.2020)

20. Botezatu M., Hult H., Fors U.G. Virtual patient simulation: What do students make of it? A focus group study. BMC Med Educ. 2010;10:1-8. doi:10.1186/1472-6920-10-91

21. The Regenstrief EHR Clinical Learning Platform. Available from: https://www.regenstrief.org/implementation/clinical-learning (01.09.2020)


Для цитирования:


Карась С.И., Гракова Е.В., Балахонова М.В., Аржаник М.Б., Кара-Сал Э.Э. Дистанционное формирование компетенций врачей-кардиологов: использование мультимедийных клинико-диагностических задач. Российский кардиологический журнал. 2020;25(10):4116. https://doi.org/10.15829/1560-4071-2020-4116

For citation:


Karas S.I., Grakova E.V., Balakhonova M.V., Arzhanik M.B., Kara-Sal E.E. Distance learning in cardiology: the use of multimedia clinical diagnostic tasks. Russian Journal of Cardiology. 2020;25(10):4116. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1560-4071-2020-4116

Просмотров: 47


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1560-4071 (Print)
ISSN 2618-7620 (Online)