Preview

Российский кардиологический журнал

Расширенный поиск

Фактор духовности и религиозности в клинической работе: концептуализация проблемы

https://doi.org/10.15829/1560-4071-2020-4041

Аннотация

Концепты духовности и религиозности (ДР) исследуются в междисциплинарном научном поле применительно к кардиологической патологии и профилактике. В психологии, психосоматике, “психокардиологии” духовность изучается как особенность переживания человека, его феноменологический опыт, приписываемый некоторым определённым, “трансцендентальным” представлениям. Религиозность — часть самоидентификации человека, влияющая на его переживание ситуации взаимодействия с медициной, а шире — вообще мировоззрение и смыслополагание. ДР имеют культурную специфику, в частности, в России, где общество исторически сформировало ряд стереотипов отношения к Богу и к другим категориям непознаваемого. Так, для российского общества характерна “лубочная религиозность”, включающая в себя православную метафизику наряду с языческими практиками. В работе кардиолога понятия ДР встречаются эксплицитно (проявление веры и суеверия пациента и самого врача) и имплицитно, скрыто, без выражения. ДР могут влиять и на приверженность пациента, и на принятие решений, и на более сложные психосоматические процессы. ДР могут быть салютогенным фактором, т.е. повышающим уровень здоровья, улучшающим психологическое и соматическое состояние. Но они могут опосредовать и морбидогенные влияния, если врач некорректно обращается к ним во время коммуникации с пациентом. ДР являются частью сложной нисходящей системы соматического проявления социокультурных факторов; необходимость их изучения и учёта в практической работе очевидна.

Об авторах

Ю. В. Родионова
НИИ экспериментальной диагностики и терапии опухолей ФГБУ НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина Минздрава России
Россия

Родионова Юлия Валентиновна — кандидат медицинских наук, лаборант-исследователь, лаборатория разработки новых лекарственных форм.

Москва.



Г. А. Часовских
Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова; Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”
Россия

Часовских Григорий А. — аспирант, магистр философии, преподаватель кафедры биоэтики и международного медицинского права ЮНЕСКО.

Москва.



Е. О. Таратухин
Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова
Россия

Таратухин Евгений Олегович — кандидат медицинских наук, доцент, магистр психологии, магистр культурологии, заведующий кафедрой биоэтики и международного медицинского права ЮНЕСКО международного факультета.

Москва.



Список литературы

1. Sinnott JD. Special issues: Spirituality and adult development. Journal of Adult Development. 2001;8(4):199-200. doi:10.1023/A:1011353527010

2. Таратухин Е. О. Духовность и религиозность в контексте психосоциальных факторов риска сердечно-сосудистой патологии. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2017;16(3):52-5. doi:10.15829/1728-8800-2017-3-52-55.

3. Beeri MS, Davidson M, Silverman JM, et al. Religious education and midlife observance are associated with dementia three decades later in Israeli men. J Clin Epidemiol. 2008;61(11):1161-8. doi:10.1016/j.jclinepi.2007.09.011

4. Holt CL, Haire-Joshu DL, Lukwago SN, et al. The role of religiosity in dietary beliefs and behaviors among urban African American women. Cancer Control. 2005;12(Suppl 2):84-90. doi:10.1177/1073274805012004S12

5. Lucchese FA, Koenig HG. Religion, spirituality and cardiovascular disease: research, clinical implications, and opportunities in Brazil. Revista brasileira de cirurgia cardiovascular: orgao oficial da Sociedade Brasileira de Cirurgia Cardiovascular. 2013;28,1:103-28. doi:10.5935/1678-9741.20130015.

6. Koenig HG, King DE, Carson VB. Handbook of religion and health. 2nd ed. New York: Oxford University Press. 2012. p. 1169. ISBN: 978-0-19-533595-8.

7. Таратухин Е. О. Иерархия факторов риска. Российский кардиологический журнал. 2017;(9):28-33. doi:10.15829/1560-4071-2017-9-28-33.

8. Miller L, Balodis IM, McClintock CH, et al. Neural Correlates of Personalized Spiritual Experiences. Cerebral Cortex. 2019;29(6):2331-8. doi:10.1093/cercor/bhy102.

9. Martin MCG, Lopez MA, Lopez DA, et al. Psychoeducational intervention proposal to promote salutogenic lifestyles in patients convalescent from myocardial infarction. Corsalud. 2016;8(4):227-34.

10. Акимов А. М. Параметры основных стрессовых событий в молодом возрасте по данным кросс-секционных эпидемиологических исследований. Российский кардиологический журнал. 2020;25(6):3660. doi:10.15829/1560-4071-2020-3660.

11. Международная классификация болезней. 10 пересмотр. F23. https://mkb-10.com.

12. Симонов В. В. Профессиональный журнал в системе научного познания. Российский журнал истории Церкви. 2020;1(1):5-12. doi:10.15829/2686-973X-2020-1-15.

13. Эванс Дж. Свобода от контроля. Как выйти за рамки внутренних ограничений. М.: Бомбора. 2018. с. 432. ISBN: 978-5-04-093012-8.

14. Родионова Ю. В. Susan L. DeHoff. Psychosis or Mystical Religious Experience? A New Paradigm Grounded in Psychology and Reformed Theology. Р. 248. ISBN: 9783-319-68260-0. Обзор книги. Российский журнал истории Церкви. 2020;1(2):116-29. doi:10.15829/2686-973X-2020-2-27.

15. Аванесов С. С. Мистический аспект православно-христианского религиозного опыта. Идеи и идеалы. 2012;1(4):75-83.

16. Шумкова В.А. Исследование идентичности в нарративах о религиозном переживании. Журнал Фронтирных Исследований. 2018;4(12):110-21. doi:10.24411/2500-0225-2018-10026.

17. Hardy A. The Spiritual Nature of Man. London: Clarendon Press. 1979. Pp.162.

18. Буланова И. С., Чернов А. Ю. Классификация типов религиозного опыта. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11: Естественные науки. 2011;(2):82-7.

19. Кузнецова О. В. Проживание духовного опыта: проблема поиска концептологических оснований (по материалам эмпирического исследования). Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020;(53):76-84. doi:10.17223/1998863X/53/8.

20. McAuley WJ, Pecchioni L, Grant JA. Personal accounts of the role of God in health and illness among older rural African American and White residents. Journal of Cross-Cultural Gerontology. 2000;15:13-35. doi:10.1023/A:1006745709687.

21. Таратухин Е. О., Кудинова М. А., Шайдюк О. Ю. и др. Человекоцентрированное интервью как инструмент клинической работы с больными инфарктом миокарда. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2017;16(1):34-9. doi:10.15829/1728-8800-2017-1-34-39.

22. Benson H, Dusek JA, Sherwood JB, et al. Study of the Therapeutic Effects of Intercessory Prayer (STEP) in cardiac bypass patients: a multicenter randomized trial of uncertainty and certainty of receiving intercessory prayer. Am Heart J. 2006;151(4):934-42. doi:10.1016/j.ahj.2005.05.028.


Рецензия

Для цитирования:


Родионова Ю.В., Часовских Г.А., Таратухин Е.О. Фактор духовности и религиозности в клинической работе: концептуализация проблемы. Российский кардиологический журнал. 2020;25(9):4041. https://doi.org/10.15829/1560-4071-2020-4041

For citation:


Rodionova Yu.V., Chasovskikh G.A., Taratukhin E.O. Role of spirituality and religiosity in clinical practice: problem conceptualization. Russian Journal of Cardiology. 2020;25(9):4041. https://doi.org/10.15829/1560-4071-2020-4041

Просмотров: 772


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1560-4071 (Print)
ISSN 2618-7620 (Online)