Апробирование проведения образовательной программы “Первичная и вторичная профилактика сердечно-сосудистых заболеваний” на базе социальной сети Инстаграм
https://doi.org/10.15829/1560-4071-2020-3932
Аннотация
Цель. Изучить возможность проведения образовательной программы “Первичная и вторичная профилактика сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ)”, направленной на повышение медицинский грамотности среди читателей кардиологических медицинских блогов в сети Инстаграм.
Материал и методы. В представленном исследовании методология проведения образовательной программы в социальной сети Инстаграм включала: выбор агентов влияния и формата взаимодействия с аудиторией; определение наиболее актуальных тем и сроков проведения; определение периодичности и характеристик в зависимости от выбранного формата взаимодействия с аудиторией; разработку метрик оценки; проведение программы; оценку полученных результатов; определение стратегии масштабирования. Образовательная программа была проведена ежедневно с 19 марта до 30 марта 2020г в сети Instagram в профессиональных медицинских аккаунтах: @doc_4_you, @zdorovye_serdtsa, @doctor_isaeva_cardio, @dr_cardioann, @doctor_savonina, @cardiolog.novikova, @doctor_lobzhanidze, @dnevnik.doctora, @doc.for.health, @aksenova_doctor. Формат акции — публикации до 4 тыс. знаков, посвященные информированию граждан о первичной (правильное питание, отказ от курения, физическая активность, ожирение, вегетарианство) и вторичной профилактике (медикаментозное лечение) ССЗ. Оценка результатов исследования проводилась путем описательной статистики стандартных метрик социальных сетей.
Результаты. Общее количество читателей кардиологических блогов — 367727. Аудитория профессиональных аккаунтов врачей в большей степени женская (от 89 до 95%), на возрастную категорию 25 до 34 лет приходится от 40 до 46% читателей. Общее количество читателей 10 публикаций образовательной программы — 104794, общее вовлечение аудитории (комментарии, репосты, лайки, сохранения) — 9692 человек. Наибольшее вовлечение людей было выявлено по следующим темам — потребление овощей, соли и сахара, физическая активность, ожирение (1146, 1100, 2195, 1052, 1534 человек, соответственно).
Заключение. Социальная сеть Инстаграм может использоваться в целях проведения образовательных программ, направленных на повышение медицинской грамотности граждан Российской Федерации. Необходимо дальнейшее совершенствование методологии проведения научных исследований в социальных сетях с целью выбора наиболее эффективных технологий, способствующих сохранению здоровья нации.
Об авторах
А. Е. ДемкинаРоссия
Демкина Александра Евгеньевна — кандидат медицинских наук, советник по общим вопросам, главный научный сотрудник отдела цифровых технологий диагностики, автор блога @doc_4_you, @zdorovye_serdtsa.
Москва.
М. Н. Рябинина
Россия
Рябинина Мария Николаевна — кандидат медицинских наук, врач-кардиолог, автор блога @doc_4_you.
Сочи.
Г. А. Аксенова
Россия
Аксенова Галина Александровна — врач-терапевт, автор блога @aksenova_doctor.
Москва.
К. С. Бенимецкая
Россия
Бенимецкая Ксения Сергеевна — кандидат медицинских наук, врач-кардиолог, младший научный сотрудник филиала центра, автор блога @doc.for.health.
Новосибирск.
И. А. Васильева
Россия
Васильева Ирина Алексеевна — кандидат медицинских наук, преподаватель кафедры кардиологии, автор блога @dnevnik.doctora.
Санкт-Петербург.
А. В. Исаева
Россия
Исаева Анна Владимировна — кандидат медицинских наук, заместитель главного врача по клинико-экспертной работе, автор блога @doctor_isaeva_cardio.
Екатеринбург.
Ф. А. Лобжанидзе
Россия
Лобжанидзе Фаина Альбертовна — врач-кардиолог, автор блога @doctor_lobzhanidze.
Ставрополь.
Д. С. Новикова
Россия
Новикова Диана Сергеевна — доктор медицинских наук, главный научный сотрудник центра диагностики и лечения аутоиммунных заболеваний, автор блога @cardiolog.novikova.
Москва.
А. Л. Пивенштейн
Россия
Пивенштейн Анна Леонидовна — врач-кардиолог, автор блога @dr_ cardioann.
Екатеринбург.
О. А. Савонина
Россия
Савонина Ольга Алексеевна — врач-кардиолог, автор блога @doctor_savonina.
Москва.
Список литературы
1. Cohen R, Irwin L, Newton-John T, et al. #bodypositivity: A Content Analysis of Body Positive Accounts on Instagram. Body Image. 2019;29:47-57. doi:10.1016/j.bodyim.2019.02.007.
2. Pilgrim K, Bohnet-Joschko S. Selling health and happiness how influencers communicate on Instagram about dieting and exercise: mixed methods research. BMP Public Health. 2019;19(1):1054. doi:10.1186/s12889-019-7387-8.
3. Павлютенкова М.Ю. Роль и место социальных сетей в публичной политике. Вестник РУДН, серия Политология. 2015;3:71-81.
4. Селезнев Р.С. Социальные сети в контексте мировой политики: актер или инструмент? Международные отношения. 2016,3:215-23. doi:10.7256/2305-560X.2016.3.18982.
5. Park HJ, Christman MP, Linos E, et al. Dermatology on Instagram: An Analysis of Hashtags. J Drugs Dermatol. 2018;17(4):482-4.
6. Nidal FE. Investigating Cardiovascular Patients' Preferences and Expectations regarding the Use of Social Media in Health Education. Contemporary Nurse. 2018;54(1):52-63. doi:10.1080/10376178.2018.1444497.
7. George DR, Rovniak LS, Kraschnewski JL. Dangers and opportunities for social media in medicine. Clinical Obstetrics and Gynecology. 2013;56(3):453-62. doi:10.1097/GRF.0b013e318297dc38.
8. Greene JA, Choudhry NK, Kilabuk E, et al. Online social networking by patients with diabetes: a qualitative evaluation of communication with Facebook. J Gen Intern Med. 2011;26(3):287-92. doi:10.1007/s11606-010-1526-3.
9. Hwang KO, Ottenbacher AJ, Green AP, et al. Social support in an Internet weight loss community. Int J Med Inform. 2010;79(1):5-13. doi:10.1016/j.ijmedinf.2009.10.003
10. Shrank WH, Choudhry NK, Swanton K, et al. Variations in Structure and Content of Online Social Networks for Patients With Diabetes. Arch Intern Med. 2011;171:1589-91. doi:10.1001/archinternmed.2011.407.
11. Lewis MA, Dicker AP. Social Media and Oncology: The Past, Present, and Future of Electronic Communication Between Physician and Patient. Semin Oncol. 2015;42(5):764-71. doi:10.1053/j.seminoncol.2015.07.005.
12. Parwani P, Lopez-Mattei J, Raza S, et al. Understanding Social Media: Opportunities for Cardiovascular Medicine. J Am Coll Cardiol. 2019;73(9):1089-93. doi:10.1016/j.jacc.2018.12.044.
13. Rumsfeld SJ, Brooks CS, Aufderheide PT, et al. Use of Mobile Devices, Social Media, and Crowdsourcing as Digital Strategies to Improve Emergency Cardiovascular Care. A Scientific Statement From the American Heart Association. Circulation. 2016;34(8):e87-e108. doi:10.1161/CIR.0000000000000428.
14. Mandrolaa J, Futyma P. The role of social media in cardiology. Trends Cardiovasc Med. 2020;30(1):32-5. doi:10.1016/j.tcm.2019.01.009.
15. Allem J-P, Mejova Y. #Healthy Selfies: Exploration of Health Topics on Instagram. JMIR Public Health Surveill 2018;4(2):e10150. doi:10.2196/10150.
16. Marcon RA, Bieber M, Azad BM. Protecting, promoting, and supporting breastfeeding on Instagram. Matern Child Nutr. 2019;15(1):e12658. doi:10.1111/mcn.12658.
17. Wong LX, Liu CR, Sebaratnam FD. Evolving role of Instagram in #medicine. Intern Med J. 2019;49(10):1329-32. doi:10.1111/imj.14448.
18. Lee E, Lee J-A, Moon JH, et al. Pictures Speak Louder than Words: Motivations for Using Instagram. Cyberpsychol Behav Soc Netw. 2015;18(9):552-6. doi:10.1089/cyber.2015.0157.
19. Lifchez SD, McKee DM, Raven RB, et al. Guidelines for ethical and professional use of social media in a hand surgery practice. J Hand Surg Am. 2012;37(12):2636-41. doi:10.1016/j.jhsa.2012.10.002.
20. Бойцов С. А., Демкина А.Е., Ощепкова Е. В. и др. Достижения и проблемы практической кардиологии в России на современном этапе. Кардиология. 2019;59(3):53-9. doi:10.18087/cardio.2019.3.10242.
21. Григорьева Н. С., Чубарова Т. В. Мотивация в системе государственного регулирования (на примере формирования здорового образа жизни). Государственное управление. Электронный вестник. 2018;70:194-219.
22. Electronic resource https://ec.europa.eu/eurostat/tgm/table.do?tab=table&language=en&pcode=tps00001&tableSelection=1&footnotes=yes&labeling=labels&plugin=1 (release date 29.05.2020)
23. Злобина Н.В., Завражина К.В. Маркетинг в социальных сетях: современные тенденции и перспективы. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2015;6(233):166-72. doi:10.5862/JE.233.17.
24. El-Haddad B, Dong F, Kallail KJ, et al. Association of marital status and colorectal cancer screening participation in the USA. Colorectal Dis. 2015;17(5):O108-14. doi:10.1111/codi.12926.
25. Wong CW, Kwok CS, Narain A, et al. Marital status and risk of cardiovascular diseases: a systematic review and meta-analysis. Heart. 2018;104(23):1937-48. doi:10.1136/heartjnl-2018-313005.
26. Баланова Ю. А., Концевая А. В., Шальнова С. А. и др. Распространенность поведенческих факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний в российской популяции по результатам исследования ЭССЕ-РФ. Профилактическая медицина. 2014;17(5):42-52.
Рецензия
Для цитирования:
Демкина А.Е., Рябинина М.Н., Аксенова Г.А., Бенимецкая К.С., Васильева И.А., Исаева А.В., Лобжанидзе Ф.А., Новикова Д.С., Пивенштейн А.Л., Савонина О.А. Апробирование проведения образовательной программы “Первичная и вторичная профилактика сердечно-сосудистых заболеваний” на базе социальной сети Инстаграм. Российский кардиологический журнал. 2020;25(9):3932. https://doi.org/10.15829/1560-4071-2020-3932
For citation:
Demkina A.E., Ryabinina M.N., Aksenova G.A., Benimetskaya K.S., Vasilyeva I.A., Isaeva A.V., Lobzhanidze F.A., Novikova D.S., Pivenshtein A.L., Savonina O.A. Testing the educational program “Primary and secondary prevention of cardiovascular diseases” on the basis of social networking service Instagram. Russian Journal of Cardiology. 2020;25(9):3932. https://doi.org/10.15829/1560-4071-2020-3932