Preview

Российский кардиологический журнал

Расширенный поиск

Опыт выработки у студентов деонтологических навыков при курации пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями

https://doi.org/10.15829/1560-4071-2020-3922

Аннотация

Цель. Представить основные методические приёмы выработки у студентов навыков деонтологического поведения в условиях современной клинической практики на примере курации больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Материал и методы. Изложены планы лекций и практических занятий внедрённого в преподавание студентов 4 курса в рамках вариативной части образовательной программы курса “Практические вопросы медицинской деонтологии”. Методы проведения практических занятий: решение 50 ситуационных задач по всем разделам курса с последующим их разбором и интерактивной дискуссией; просмотр и обсуждение видеосюжетов; самостоятельная работа студентов в форме составления собственных ситуаций с дальнейшим их разбором в учебной аудитории. Оценка студентами проведения курса в виде анонимного анкетирования.
Результаты. Предлагаемая студентам оценка представленных ситуационных задач с клинических и деонтологических позиций проводится в виде постановки трёх вопросов к каждой задаче. Возможные результаты и выводы изложены в ответах на поставленные вопросы. Обсуждение видеосюжетов проводится также в форме постановки ряда последовательных вопросов и обсуждения высказываемых студентами мнений. Самостоятельная работа студентов является побудительным моментом для выявления волнующих вопросов обучающихся. Анонимное анкетирование проведено у 151 студента. Все 100% опрошенных отметили, что имеется настоятельная необходимость проведения данного курса. 118 (78%) студентов ответили, что их устраивает подобная форма проведения курса, 33 (22%) отметили, что необходимо указание правовой базы разбираемых ситуаций. Студенты оценили содержание и качество читаемых лекций в 4,68 балла, практических занятий — в 4,63 балла.
Заключение. Таким образом, есть все основания полагать, что внедрение в педагогический процесс различных форм деонтологического воспитания студентов будет способствовать улучшению понимания ими значения данного важнейшего раздела медицинской деятельности и выработке навыков адекватного поведения в различных клинических и жизненных ситуациях на примере пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Об авторах

И. И. Шапошник
Южно-Уральский государственный медицинский университет Минздрава России
Россия

Шапошник Игорь Иосифович — доктор медицинских наук, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней.

Челябинск.



Д. В. Богданов
Южно-Уральский государственный медицинский университет Минздрава России
Россия

Богданов Дмитрий Владимирович — доктор медицинских наук, профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней.

Челябинск.



В. В. Генкель
Южно-Уральский государственный медицинский университет Минздрава России
Россия

Генкель Вадим Викторович — кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней.

Челябинск.



М. И. Колядич
Южно-Уральский государственный медицинский университет Минздрава России; Городская клиническая больница № 1
Россия

Колядич Мария Ильинична — кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней, заместитель главного врача городской клинической больницы № 1.

Челябинск.



Список литературы

1. Красникова И. Г. Этико-социальные аспекты взаимоотношений врача и пациента в условиях информационного общества. В кн. Биоэтика и современные проблемы медицинской этики и деонтологии: материалы Республиканской научно-практической конференции с международным участием (Витебск, 2 декабря 2016г). Министерство здравоохранения Республики Беларусь, УО “Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет”. Витебск: ВГМУ. 2016. сс. 174-7. ISBN: 978-985-466-868-0.

2. Местергази Г. М. Врач и больной. Учебное пособие. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний. 2015. 112 с. ISBN: 978-5-9963-0053-2.

3. Ногаллер А. М. Вопросы медицинской этики и деонтологии в XXI веке. Клиническая медицина. 2017;95(7):669-71. doi:10.18821/0023-2149-2017-95-7-669-671.

4. Шапошник И. И., Богданов Д. В. Деонтологическое воспитание студентов на кафедре пропедевтики внутренних болезней. В кн.: Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации. Материалы IV Всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции. Челябинск: 2016. cc. 151-4. ISBN: 978-5-94507-224-4.

5. Поройков С. Ю. Психологические типы: монография. 2-е изд., испр. и доп. Москва: ИНФРА-М, 2017. 306 с. doi:10.12737/23916. ISBN: 9785-16-105139-9.


Рецензия

Для цитирования:


Шапошник И.И., Богданов Д.В., Генкель В.В., Колядич М.И. Опыт выработки у студентов деонтологических навыков при курации пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Российский кардиологический журнал. 2020;25(9):3922. https://doi.org/10.15829/1560-4071-2020-3922

For citation:


Shaposhnik I.I., Bogdanov D.V., Genkel V.V., Kolyadich M.I. Experience in teaching deontology to students by managing patients with cardiovascular diseases. Russian Journal of Cardiology. 2020;25(9):3922. https://doi.org/10.15829/1560-4071-2020-3922

Просмотров: 637


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1560-4071 (Print)
ISSN 2618-7620 (Online)